Исследования и учебная литература

Ольга Яценко. «Ода к радости»: Шиллер – Бетховен - Теппер де Фергюсон

Исследователям творчества Людвига ван Бетховена и особенно его Девятой симфонии давным-давно известно, что Бетховен был отнюдь не первым композитором, обратившимся в своем музыкальном творчестве к оде «К радости» Фридриха Шиллера, написанной осенью 1785 года[1], в Дрездене. Шиллер гостил тогда в доме своего друга Христиана Готтфрида Кёрнера (1756-1831), юриста и музыканта-любителя. Тогда же Кёрнер положил оду Шиллера на музыку[2]. Стихотворение появилось в лейпцигском журнале «Талия» в 1786 году[3].

Undefined

John Sigerson. How Beethoven Set Schiller’s Poetry

Аccording to Ludwig van Beethoven’s biographer Alexander Wheelock Thayer, the composer penned the following reflections during early 1817:

“He who wishes to reap tears should sow love.

“The Compassionate Brothers in Tell, form a semi-circle around the dead man, and sing in deep tones:

[Beethoven here inscribes the lines of Schiller’s “Monks’ Song,” and continues:]

“This one thing I feel and clearly comprehend: Possessions are not the highest things in life, but guilt is the greatest evil. ...

Undefined

Бобровский В.П. Соната Бетховена "Quasi una Fantasia" cis-moll («Лунная»)

История возникновения «Лунной» — как самой сонаты, так и ее названия — широко известны. В статье, предлагаемой вниманию читателя, не приводится никаких новых данных этого рода. Ее цель — анализ того «комплекса художественных открытий», которыми так богато это уникальное произведение Бетховена; рассмотрение логики тематического развития, связанного с целой системой выразительных средств.

Русский

Л. А. Мазель. О ГЛАВНОЙ ПАРТИИ Molto allegro e con brio ИЗ ПЯТОЙ ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЫ БЕТХОВЕНА

В этой динамичной главной партии, развернутой и замкнутой, резко отграниченной от следующего за ней раздела формы, содержится целый манифест диалектического развития. Такое развитие проявляется у Бетховена в самых разных планах и масштабах. Здесь же все стадии диалектического процесса представлены с большой полнотой внутри одной темы. Первый восьмитакт — активный и противоречивый тезис. Тут дважды сопоставляются контрастирующие элементы — решительный (три такта forte) и сдерживающий (один такт piano), причем ведущая роль принадлежит решительному.

Русский

Л. А. Мазель. О менуэте из Седьмой фортепианной сонаты Бетховена

В тени потрясающего Largo e mesto этот Менуэт остался, быть может, несколько недооцененным. Он не привлекал особого внимания исследователей и обычно не рассматривается как яркое проявление стиля и гения его создателя.

Русский

Берков В.О. Неаполитанская гармония в музыке Бетховена

Неаполитанская гармония как трезвучие

Функционально самостоятельное, уже не единичное применение трезвучия II низкой ступени в «освещенные» моменты формы связано с именем Бетховена.

Русский

8. Боннские друзья и покровители Бетховена

BEETHOVEN'S FRIENDS AND PATRONS IN BONN

LUDWIG VAN BEETHOVEN AT THE AGE OF SIXTEEN (1786) Silhouette by Neesen The earliest known portrait of the young musician. Fischer describes him in his diary at that time: "short, squat, broad shoulders, short neck, big head, round nose, dark brown complexion, always walking slightly bent over. At home they called the boy 'der Spagnol' . . ."

Русский

7. Музыка и театр в Бонне в конце 18 столетия

MUSIC AND THEATER IN BONN AT THE END OF THE 18th CENTURY

"COLOGNE COURT AND ADDRESS CALENDAR FOR THE YEAR 1792" In the Calendar, which also lists personnel of the Archbishop's Court, we find (page 16) Johann van Beethoven as "first tenor," and on the same and the following pages his son Ludwig as second "organist" (together with his teacher Neefe) and as third "violist." Beethoven's friend Anton Reicha, who later became professor at the Paris Conservatory, is listed among the violinists and as second "flautist." ( Municipal Archive, Bonn)

Русский

Страницы