Победа Веллингтона (Wellingtons Sieg / die Schlacht bei Vittoria) Op. 91

В Вене проживал изобретатель-механик Иоганн Непомук Мельцель. Это был хороший пианист и педагог, но истинным его призванием было изобретательство, и именно в этой сфере он достиг выдающихся результатов. Бетховен сблизился с добродушным и честным Мельцелем, который оказал композитору существенную услугу, сконструировав для него слуховую трубку.

Самым замечательным изобретением Мельцеля явился прибор, называемый «метрономом», который равномерными ударами с абсолютной точностью устанавливает любой темп. В 1812 году этот прибор, первоначально названный музыкальным хронометром, был сконструирован в виде молоточка, отбивающего удары о деревянную наковальню. Прошло несколько лет, прежде чем этот прибор принял современный вид (маятник с перемещающимся грузом). В этом новом виде прибор получил всемирное распространение, и его шкала скоростей стала повсеместно точным указателем темпов.

Ознакомившись в 1812 году с первой конструкцией прибора — «музыкальным хронометром», Бетховен пришел в восторг и написал канон для голосов под названием «Та-та-та», исполненный впервые на дружеской вечеринке в честь Мельцеля (Сейчас установлено, что этот канон является подделкой добровольного секретаря Бетховена Антона Шиндлера.прим. ред.).

Подражание равномерным ударам молоточка можно слышать и в Allegretto восьмой симфонии, с его четкими сопровождающими аккордами деревянных духовых.

Зимой 1812/13 года Мельцель открыл в Вене «художественный кабинет». Наряду с предметами искусства там были представлены различные аппараты, изобретенные Мельцелем. Среди них обращали на себя внимание два механических музыкальных прибора: механический трубач и «пангармоникон». Трубач играл кавалерийский марш с сигналами под аккомпанемент фортепиано; пангармоникон был значительно сложнее. Этот красиво отделанный механический орган» устроенный наподобие шарманки с цилиндрическими валиками, соединял все инструменты военного оркестра, действуя при помощи мехов. Пангармоникон исполнял несколько популярных произведений, нанесенных изобретателем на валики: увертюру «Лодоиска» Керубини, военную симфонию Гайдна, отрывки из оратории Генделя. Керубини сочинил специально для пангармоникона музыкальное произведение «Эхо», а молодой Мошелес передал в распоряжение Мельцеля для той же цели несколько маршей.

Деятельная натура изобретателя никогда не останавливалась на достигнутом: Мельцель неустанно ставил перед собой новые задачи. Так, в 1813 году он был занят работой над панорамой, изображающей пожар Москвы. Он же заказал Бетховену для пангармоникона симфоническую батальную пьесу под названием «Битва Веллингтона при Виттории», имея в виду предпринять совместно с ним прибыльную поездку в Лондон для демонстрации своих изобретений.

В ту пору, пору непрерывных войн, охвативших всю Европу, народился и получил широкое распространение особый музыкальный жанр — батальной музыки. Почти каждая битва воспевалась; военной тематике посвящались симфонические, органные, фортепианные и иные произведения. Таковы, например» «Пожар Москвы» Д. Штейбельта для фортепиано, «Морская битва» Г. Фоглера для органа. Это любопытное произведение ловкого аббата состояло из нескольких частей; первая — барабанный бой; вторая — военная музыка и марши (в морской битве!); третья —движение судов; четвертое — волны; пятая — пушечные выстрелы; шестая — крики раненых; седьмая — победные возгласы.

Написанная в благоприятный момент, «Битва при Виттории» принесла Бетховену больше славы и денег, чем любое другое его произведение. Строго говоря, Бетховен не является единственным автором «Битвы»: весь план пьесы, а также барабанные марши, трубные сигналы, последовательность частей и эпизодов и характер изложения были заранее даны Мельцелем.

В октябре 1813 года «Битва» была уже готова для записи на валик. Но ни у композитора, ни у изобретателя не оказалось денег на дорогостоящую поездку в Лондон.

Дальновидный, опытный в практических делах Мельцель, решил воспользоваться политическим моментом и поставить «Битву» в «академии» для венской публики, но не в механической записи, а в виде обычной симфонической пьесы. Он справедливо рассчитывал на успех такого предприятия и был уверен, что такая «академия» дала бы нужные средства, тем более, что можно было рассчитывать и на повторное исполнение. Бетховен согласился написать требуемое переложение «Битвы» для симфонического оркестра, и в декабре 1813 года состоялись два первых концерта в пользу воинов-инвалидов в университетском зале.

Мельцель обставил обе «академии» очень торжественно. Учитывая благотворительную цель этих «академий», а также знаменитое имя Бетховена, он привлек к участию крупнейших музыкантов Beны: Бетховен был главным дирижером; Сальери и Вейгль управляли оркестровыми группами на правой и левой галереях (эти две группы изображали собою французские и английские войска); Гуммель и молодой Мейербер воспроизводили пушечные выстрелы при помощи особых барабанов; в оркестре играли знаменитые музыканты: скрипач Шупанциг, виолончелист Ромберг, контрабасист Драгонетти. Программа состояла из трех номеров: «совсем новая симфония Бетховена» (седьмая); два марша Дуссека и Плейеля в исполнении механического трубача Мельцеля; «Победа Веллингтона».

Батальная композиция имела потрясающий успех. Чистый сбор достиг неслыханной цифры — четырех тысяч гульденов. На седьмую симфонию никто не обратил внимания: один критик впоследствии назвал это гениальное произведение «сопровождающей пьесой» к «Битве».

Оркестровый состав «Битвы» — симфонический оркестр, соединенный с двумя военными оркестрами. Кроме того, группа ударных усилена двумя громадными барабанами, передающими пушечные выстрелы, и специальными машинами, воспроизводящими звуки ружейных выстрелов. Две сигнальные трубы — одна с английской, другая с французской стороны -- и два барабана, тоже по одному с каждой стороны, предназначены были для изображения постепенно приближающегося шествия обеих групп войск.

«Битва» состоит из пяти частей: английский марш «Правь, Британия»; французский:— «Мальбрук в поход собрался»; «Битва» (центр произведения); штурмовой марш; победная симфония.

Если первые слушатели «Битвы» отнеслись к этому бесспорно слабому произведению без тени критики, если при жизни Бетховена лишь отдельные музыканты дали отрицательные отзывы об этом шумном и малосодержательном сочинении, то последующие поколения отзывались о нем резко отрицательно. Впрочем, в наши дни эти отзывы теряют всякое практическое значение, так как "Битва" нигде не исполняется. Между тем у этого произведения есть несомненные достоинства. Прежде всего, Бетховен обладал несравненным пониманием музыкальных жанров: он отлично учел, что подобная парадная композиция интересна не столько индивидуальной выразительностью музыки, сколько блеском и пышностью примененных звуковых средств, а также своеобразной «театральностью». При дальнейших исполнениях «Битвы» (в Большом зале редута) удалось устроить так, что группы «английских и французских войск» появлялись из двух противоположных коридоров, создавая иллюзию битвы. Композитор написал это произведение большими линиями, подобно стенным фрескам в живописи. Качество музыки свидетельствует о том, что «Битва» — это как бы первоначальный остов большого симфонического сочинения: намечены лишь общие контуры, музыка ограничивается лишь общими местами, и создается впечатление, что этот остов подлежит переработке, чтобы стать в один ряд с некоторыми оркестровыми произведениями того же автора. (Из книги А. Альшванга "Бетховен")

 

Wellingtons Sieg oder die Schlacht bei Vittoria op. 91 (1813)
(“Батальная симфония")

Первая часть: Битва

  • Trommeln und Trompeten an der englischen Seite (Drums and Trumpets on the British side)
  • Marcia. «Rule, Britannia»
  • Trommeln und Trompeten an der franzosischen Seite (Drums and Trumpets on the French side)
  • Marcia. «Marlborough»
  • Aufforderung (Challenge)
    (Trompete an der franzosischen Seite)
  • Gegenruf (Counter-challenge)
    (Trompete an der englischen Seite)
  • Schlacht (Battle). Allegro - Sturmmarsch (Charge).
    Allegro assai - Presto - Andante

Вторая часть: Победная симфония

  • Intrada. Allegro, ma non troppo - Allegro con brio - Andante grazioso - Tempo I - Tempo di minuetto moderato - Allegro

Berliner Philharmoniker, Herbert von Karajan