Скрипичный концерт D-dur, Op. 61

1. Allegro ma non troppo (D-dur)
2. Larghetto (G-dur)
3. Rondo. Allegro (D-dur)

Anne-Sophie Mutter (скрипка), Berliner Philharmoniker, дир. Herbert von Karajan

 

Концерт был написан в 1806 году, его премьера состоялась 23 декабря 1806 в венском театре Theater an der Wien. Бетховен написал концерт для Франца Клемента (Franz Clement), одного из выдающихся скрипачей своего времени, по случаю его бенефиса. Однако, в первом печатном издании (1808) стоит посвящение другу Бетховена Стефану фон Брёйнинг (Stephan von Breuning).

Считается, что Бетховен не успел закончить вовремя сольную партию, так что Клементу пришлось часть концерта читать с листа. Возможно, чтобы выразить свое раздражение, или чтобы показать, как он мог бы сыграть, если бы имел время подготовиться, Клемент вставил между первой и второй частями концерта пьесу собственного сочинения, исполненную на одной струне и на перевернутой скрипке. Однако, на этот счет нет единого мнения, возможно эта пьеса была исполнена все-таки в конце программы.

Премьера не была успешной, и долгое время концерт почти не исполнялся.

Произведение получило вторую жизнь в 1844 году, уже после смерти Бетховена концерт был исполнен 12-летним Йозефом Йоахимом (Joseph Joachim) с оркестром под управлением Феликса Мендельсона. С этого времени концерт стал одним из важнейших и часто исполняемых произведений скрипичного репертуара.

По совету Муцио Клементи (композитора и блестящего пианиста) в 1807 году Бетховен переложил скрипичную партию для фортепиано и даже написал фортепианные каденции к первой части и к финалу.

 

Концерт для скрипки с оркестром (D-dur, ор. 61, 1806) наряду с «Крейцеровой» сонатой является вершиной скрипич­ной музыки Бетховена. Вместе с E-dur'ным концертом Баха и D-dur'ным Моцарта ему принадлежит выдающаяся роль в истории данного жанра. Обобщив развитие скрипичного концерта XVIII века, Бетховен во многом определил его пути в XIX веке, вплоть до скрипичного концерта Брамса (1877).

Мелодическая красота тем, кантиленная трактовка основ­ных партий сонатного allegro, глубина симфонического раз­вития, яркость народных образов определяют непреходящее значение бетховенского концерта. Написанный в один год с Четвертой симфонией, фортепианным концертом G-dur и квартетом F-dur, ор. 59, он близок им по настроению. В нем воплощено светлое начало бетховенского искусства, актив­ность его лирики. Жизнерадостная энергия, опора на народ­но-бытовые истоки, красота и стройность формы делают его ярким образцом венского классического стиля.

Образы радости, неомраченных раздумий, бурлящего ве­селья определяют облик этого сочинения, во многом сопри­касающегося с лирико-жанровой сферой бетховенских сим­фоний.

Симфоничность драматургии особенно проявляется в ор­кестровой партии, осуществляющей развитие, качественный рост образов. Скрипичная партия сосредоточивает в себе ме­лодическое и виртуозное начала, подчиненные общей симфо­нической логике произведения.

Сонатное allegro концерта принадлежит к числу лириче­ских и вместе с тем активных. Оно основано на кантиленных, взаимно дополняющих друг друга темах: более строгой, с чертами маршевости — главной и открытой лирической — по­бочной, отличающейся особой мелодической яркостью и кра­сотой.

Активное начало ярко выражено в собранности, четкости, ритмической упругости тематизма. Оркестровая экспозиция начинается маршеобразным мотивом литавр, играющим роль лейтритма в I части. Присущая этой музыке энергия момен­тами приобретает черты героичности — в связующей (фан­фарные ходы, секвентное развитие), в оркестровых tutti, в ор­кестровой партии разработки. Большую роль играют контра­сты мажора и минора (в побочной, в связующей), являющие­ся здесь выражением активности, но не конфликтности.

II часть — Larghetto, G-dur — новый аспект лирики, более мягкой, камерной. Особую поэтичность и красочность этой музыке придает перекличка тембров. Тема «лесных рогов» (кларнеты, валторны, фаготы) сопровождается гибкими ме­лодическими фигурациями скрипичных соло (вариационный тип развития).

Концерт заключает в себе блестящий образец финально­го рондо — прототип народно-жанровых финалов во многих концертах XIX века. Облик финала определяет рефрен. В ос­нове его — деревенский лендлер, идущий на 6/8, захватыва­ющий своей темпераментностью, энергией, стремительностью. В нем яркие акценты, трезвучная структура мелодии. Здесь намечаются ритмы финала Пятого фортепианного концерта, 1 части Седьмой симфонии:

[img]

Но в отличие от этих произведений в финале скрипичного концерта больше чистой жанровости.

(Музыка французской революции XIII века, Бетховен)