1. Allegro ma non troppo (D-dur)
2. Larghetto (G-dur)
3. Rondo. Allegro (D-dur)
Anne-Sophie Mutter (скрипка), Berliner Philharmoniker, дир. Herbert von Karajan
Концерт был написан в 1806 году, его премьера состоялась 23 декабря 1806 в венском театре Theater an der Wien. Бетховен написал концерт для Франца Клемента (Franz Clement), одного из выдающихся скрипачей своего времени, по случаю его бенефиса. Однако, в первом печатном издании (1808) стоит посвящение другу Бетховена Стефану фон Брёйнинг (Stephan von Breuning).
Считается, что Бетховен не успел закончить вовремя сольную партию, так что Клементу пришлось часть концерта читать с листа. Возможно, чтобы выразить свое раздражение, или чтобы показать, как он мог бы сыграть, если бы имел время подготовиться, Клемент вставил между первой и второй частями концерта пьесу собственного сочинения, исполненную на одной струне и на перевернутой скрипке. Однако, на этот счет нет единого мнения, возможно эта пьеса была исполнена все-таки в конце программы.
Премьера не была успешной, и долгое время концерт почти не исполнялся.
Произведение получило вторую жизнь в 1844 году, уже после смерти Бетховена концерт был исполнен 12-летним Йозефом Йоахимом (Joseph Joachim) с оркестром под управлением Феликса Мендельсона. С этого времени концерт стал одним из важнейших и часто исполняемых произведений скрипичного репертуара.
По совету Муцио Клементи (композитора и блестящего пианиста) в 1807 году Бетховен переложил скрипичную партию для фортепиано и даже написал фортепианные каденции к первой части и к финалу.
Концерт для скрипки с оркестром (D-dur, ор. 61, 1806) наряду с «Крейцеровой» сонатой является вершиной скрипичной музыки Бетховена. Вместе с E-dur'ным концертом Баха и D-dur'ным Моцарта ему принадлежит выдающаяся роль в истории данного жанра. Обобщив развитие скрипичного концерта XVIII века, Бетховен во многом определил его пути в XIX веке, вплоть до скрипичного концерта Брамса (1877).
Мелодическая красота тем, кантиленная трактовка основных партий сонатного allegro, глубина симфонического развития, яркость народных образов определяют непреходящее значение бетховенского концерта. Написанный в один год с Четвертой симфонией, фортепианным концертом G-dur и квартетом F-dur, ор. 59, он близок им по настроению. В нем воплощено светлое начало бетховенского искусства, активность его лирики. Жизнерадостная энергия, опора на народно-бытовые истоки, красота и стройность формы делают его ярким образцом венского классического стиля.
Образы радости, неомраченных раздумий, бурлящего веселья определяют облик этого сочинения, во многом соприкасающегося с лирико-жанровой сферой бетховенских симфоний.
Симфоничность драматургии особенно проявляется в оркестровой партии, осуществляющей развитие, качественный рост образов. Скрипичная партия сосредоточивает в себе мелодическое и виртуозное начала, подчиненные общей симфонической логике произведения.
Сонатное allegro концерта принадлежит к числу лирических и вместе с тем активных. Оно основано на кантиленных, взаимно дополняющих друг друга темах: более строгой, с чертами маршевости — главной и открытой лирической — побочной, отличающейся особой мелодической яркостью и красотой.
Активное начало ярко выражено в собранности, четкости, ритмической упругости тематизма. Оркестровая экспозиция начинается маршеобразным мотивом литавр, играющим роль лейтритма в I части. Присущая этой музыке энергия моментами приобретает черты героичности — в связующей (фанфарные ходы, секвентное развитие), в оркестровых tutti, в оркестровой партии разработки. Большую роль играют контрасты мажора и минора (в побочной, в связующей), являющиеся здесь выражением активности, но не конфликтности.
II часть — Larghetto, G-dur — новый аспект лирики, более мягкой, камерной. Особую поэтичность и красочность этой музыке придает перекличка тембров. Тема «лесных рогов» (кларнеты, валторны, фаготы) сопровождается гибкими мелодическими фигурациями скрипичных соло (вариационный тип развития).
Концерт заключает в себе блестящий образец финального рондо — прототип народно-жанровых финалов во многих концертах XIX века. Облик финала определяет рефрен. В основе его — деревенский лендлер, идущий на 6/8, захватывающий своей темпераментностью, энергией, стремительностью. В нем яркие акценты, трезвучная структура мелодии. Здесь намечаются ритмы финала Пятого фортепианного концерта, 1 части Седьмой симфонии:
[img]
Но в отличие от этих произведений в финале скрипичного концерта больше чистой жанровости.