Увертюры

...

В увертюре Бетховен отражает узловые моменты развития драмы, симфонически обобщая ее концепцию. Ярким приме­ром может служить увертюра «Леонора» № 3 (ор. 72, 1806) и аналогичная ей по тематизму «Леонора» № 2. Пафос стремления к свободе, пронизывающий оперу, определяет и выбор тематических связей между увертюрой и оперой: мотив узника во вступлении (фрагмент As-dur из арии Флорестана), сигнал грядущей свободы в разработке (фанфара трубы из квартета II акта — драматической кульминации оперы) и гимн освобожденных (B-dur'ный лирический эпизод Флоре­стана и Леоноры после сигнала трубы в том же квартете). Очевидны также связи начального, мрачного, тревожного раздела разработки с характеристикой зловещего Пизарро (см. его арию из I акта, начало квартета из II акта) и свет­лой бурлящей коды с финальной массовой сценой оперы, вос­певающей радость свободы. Таким образом, в увертюре отражены борющиеся силы драмы, кульминация конфликта и его разрешение.

Связь тематизма увертюры с оперой, внутренний смысл сопоставления и развития ее образов подробно проанализи­рованы в известной статье Серова «Тематизм увертюры «Лео­нора» (этюд о Бетховене)»1. Однако статья Серова нуждает­ся в некоторых комментариях. Она имеет ясную полемиче­скую направленность против взгляда на музыку как на кри­сталлизацию «мелодических, гармонических и ритмических величин, переплетающихся в красивые формы или арабес­ки»2 — взгляда, наиболее откровенно выраженного в трудах Э. Ганслика. В противовес такому взгляду Серов отстаивает конкретность музыки, ясность выражения ее «поэти­ческого содержания».

Именно полемической направленностью статьи объясня­ются некоторые преувеличения, допускаемые Серовым. Исхо-дя из абсолютно верной предпосылки, что «содержание этой увертюры есть и содержание оперы»3, Серов в дальнейшем не учитывает специфику выражения содержания в музыкаль­но-драматическом и симфоническом жанрах. Он рассматри­вает увертюру как программное сочинение, иллюстрирующее сюжет в его последовательном развертывании, и считает, что увертюра передает конкретную ситуацию II акта оперы (в подземелье). Но для этого приходится допустить ряд натя­жек: так, например, для того, чтобы оправдать симметрию сонатной формы, Серов трактует экспозицию как сон Фло­рестана, предсказывающий его освобождение, прежде чем оно свершается наяву.

Концепцию сюжетной программности увертюры, выдвину­тую Серовым, в сущности, гораздо естественнее было бы при­ложить к увертюре «Леонора» № 2, где Бетховен от разра­ботки и последующего эпизода с трубным сигналом переходит прямо к репризе-коде на материале главной партии.

Увертюра же «Леонора» № 3 являет собой пример иного типа программности и гораздо более высокий образец симфо­низма Бетховена. Не случайно Шуман писал, что «интересно, конечно, сравнение второй и третьей. Здесь художник позво­ляет нам подслушать себя в своей мастерской. Как он ме­няет, как он отбрасывает — и темы, и инструментовку, как ни в одной увертюре он не может расстаться с арией Фло­рестана, как три начальные такта этой арии проходят через все произведение, как не может он пожертвовать и трубами за сценой, — в третьей увертюре этот эпизод еще прекраснее, чем во второй, — как он не успокаивается, пока не достигнет того совершенства, которым мы восхищаемся в третьем вари­анте, — наблюдать и сравнивать все это представляет инте­реснейшую, плодотворнейшую задачу, какую мог бы поста­вить перед собой молодой художник»4.

Тематический материал оперы использован в увертюре «Леонора» № 3 в обобщенном значении. В увертюре проти­вопоставлены две интонационные сферы: Леоноры (главная партия) и Флорестана (вступление, побочная партия). Но в. симфоническом произведении они получают более широкий, смысл, становясь образами уже не конкретных героев оперы, а обобщенных, общечеловеческих чувств и стремлений: воли к жизни и действию, а также страдания, согреваемого на­деждой.

Вступление (материал которого аналогичен вступлению к увертюре «Леонора» № 2, но изложен более сжато) темати­чески связано, как уже отмечалось, с разделом Adagio из-арии Флорестана. Унисонная, нисходящая фраза как бы вво­дит в обстановку действия — подземелье, где томится узник, а затем слышится начальная фраза в As-dur из его арии «Близко утро счастья»:

attachment111

Начальные интонации этой темы в виде контрапункта проходят (у валторн) и в побочной партии. Однако здесь эти интонации завуалированы по сравнению с побочной партией «Леоноры» № 2, что придавало последней более определен­ный программный смысл (мотив «надежды узника»). Очень метко характеризует Серов смысл тонального соотношения главной и побочной партий (C-dur — E-dur в обеих увертю­рах), называя E-dur, в связи со значением этой тональности в опере, «тональностью надежды».

Характерно, что тема главной партии — основного образа увертюры — не заимствована из оперы, хотя в ней и можно заметить интонации, общие с кодой арии Флорестана. (см... фразу «Моя Леонора»):

attachment113

Бетховен предпочел создать самостоятельный симфониче­ский образ, в котором сконцентрированы и волевая устрем­ленность и сила лирических переживаний, присущих Леоноре как носительнице идеи высокого подвига во имя любви. При­мечательна в этом смысле интонационная структура темы — включение лирических интонаций (в данном случае —непри­готовленные секундовые задержания) в строгие аккордовые контуры мелодии.

Главная партия Allegro — один из блестящих образцов симфонического развития у Бетховена. Гениально найденное тематическое «зерно» с характерным перенесением акцента на вторую долю такта создает сильнейший импульс к движе­нию. Оно развивается очень широко в пределах главной пар­тии и неотделимой от нее связующей.

Обобщающий характер имеет и развитие музыкальных образов увертюры. Будучи тесно связанной, образно и тема­тически, с кульминационной сценой оперы (квартет в подзе­мелье— решающее столкновение конфликтных сил), ,р а з-р а б о т к а увертюры заключает более широкий смысл, не­жели только отражение определенной драматической ситуа­ции. Она являет собой типичный для Бетховена случай столкновения и борьбы двух противоположных начал5 и постепенного подчинения одного из них — другому. В данном случае «побеждает» явно мотив Леоноры — символ мужест­ва. И поэтому тема трубного сигнала, в опере вторгающаяся извне, подобно «Deus ex machina», в увертюре звучит гораздо более подготовленно. Хотя впечатление вторжения остается, но воспринимается этот эпизод как сигнал победы, увенчи­вающей героическую борьбу. Этот момент соответствует не столько конкретному сценическому эпизоду, сколько общему внутреннему смыслу сюжета.

В отличие от второй увертюры в «Леоноре» № 3 сигнал победы в конце разработки сопоставлен не с темой арии Флорестана (воспоминанием о минувших страданиях), а с темой квартета II акта — благодарственной песней спасен­ных. Благодаря обобщенности музыкальных образов и ре­приза воспринимается не как возвращение к уже свершив­шимся событиям, а как новый этап в развитии образа воли, побеждающей страдания.

Разрешение драматургической 'коллизии наступает только в коде — высшем выражении радости достигнутой победы. Кода увертюры огромна (125 тактов!). Для того чтобы раз­вернуть ее столь широко, Бетховен завершает репризу на pianissimo и начинает коду стремительным, но тоже приглу­шенным движением у скрипок, постепенно вовлекающим в себя всю струнную группу, а затем весь оркестр. Эта кода — великолепный симфонический дифирамб — завершается крат­ким, но ярчайшим утверждением темы главной партии.

Таким образом, увертюра «Леонора» № 3 отличается не только более обобщенным типом программности, но и не­сколько иной расстановкой акцентов: сжав вступление и зна­чительно расширив репризу и коду, Бетховен не только сде­лал «устойчивее» общую композицию, но, что самое главное, значительно усилил роль героической темы. Увертюра «Лео­нора» № 3 стала уже не вступлением к опере, а самостоятель­ным произведением, посвященным излюбленной теме компо­зитора — теме героического подвига, увенчанного победой и ликованием.

Но сама опера потребовала сочинения еще одной увертю­ры, скромной по замыслу, не выходящей за рамки именно вступления к опере и не связанной с ней тематически. С увертюрами «Леонора» № 2 и «Леонора» № 3 ее роднит лишь общий характер тем да некоторые черты тембровой ха­рактеристики. Так, например, ходы валторн в Adagio напо­минают начало побочной партии в «Леоноре» № 3, тоже по­рученное валторнам. Самостоятельного значения увертюра «Фиделио» не получила.

Все сказанное об увертюре «Леонора» № 3 говорит о ем­кости, широте обобщений, присущих симфоническим образам Бетховена, что следует учитывать при анализе его программ­ных сочинений, всегда выходящих за рамки конкретного сю­жета.

Наиболее сконцентрированно особенности увертюры Бет­ховена выражены в «Эгмонте» (ор. 84, 1810), где революци­онный дух бетховенского героя олицетворяется в конкретном персонаже.

Отражая главные моменты сюжетного развития трагедии Гёте, драматургия увертюры подчинена требованиям симфо­нического обобщения идеи, раскрытия основного конфликта. Показательно, что в ней не отражен, например, образ Клерхен, занимающий большое место в музыкальных эпизодах трагедии, — настолько сконцентрированно воплощена в увер­тюре героико-освободительная идея пьесы.

Зерном всего сонатного Allegro является вступление. В контрасте музыкальных образов вступления (тяжеловесные аккорды сарабанды у струнных инструментов и печальный напев гобоя) воплощены основные конфликтные силы траге­дии— гнет завоевателей и страдание народа. В процессе глу­бокого изменения тем вступления вырастают основные обра­зы Allegro — образы героической борьбы и стремления к сво­боде. Из скорбной жалобы (тема гобоя) постепенно звено за звеном формируется активный драматический образ — глав­ная партия:

attachment115

Первая же тема вступления преобразуется затем в свет­лый призывный мотив побочной партии (As-dur) — воплоще­ние мужества, героического подвига. Очень существенно дальнейшее изменение этой темы перед кодой, где она вновь выступает в своем грозном значении, звучит сухо и отрыви­сто, как бой барабана во время казни6.

Таким образом, мы бы очень сузили и упростили значе­ние начальной темы увертюры, если бы определили ее только как тему завоевателей-испанцев (распространенное толко­вание). Значение ее шире, и смысл ее меняется в процессе симфонического развития, обобщая не только силы зла, но и героическое противодействие этим силам. Музыкальные об­разы программного симфонизма Бетховена выходят за рам­ки конкретного единичного, сюжетного значения.

В драматургии увертюры «Эгмонт» следует особенно вы­делить значение коды. В то время как обычно в классиче­ском сонатном Allegro (в том числе и у Бетховена) кода утверждает основную тему, в «Эгмонте» она составляет яр­чайший тематический контраст со всем предыдущим — конт­раст, являющийся, однако, закономерным выводом из пред­шествующего развития образов. Это своего рода финал сим­фонического цикла, основанный на темах самостоятельных, но имеющих итоговое значение по отношению к целому7. Как бы продолжая заключительный монолог Эгмонта, его призыв к народу, «Победная симфония» (она же—кода увер­тюры) воплощает образы грядущей свободы, новый день в жизни народа. Так идеей и программой сочинения опреде­ляется «скачок» от трагических образов Allegro к ослепитель­ной триумфальной коде, которая своей оркестровкой (трубы, литавры, флейта пикколо) и плакатной простотой маршевых тем передает дух массовых празднеств времен французской революции.

Говоря об «Эгмонте» как наиболее типическом примере бетховенской симфонической драматургии в жанре увертюры, не следует, однако, видеть в нем какую-то универсальную «схему», которую Бетховен применил во всех увертюрах дра­матического характера- Используя в увертюрах сонатную форму, Бетховен в зависимости от содержания дает различ­ные драматургические решения. Так, «Эгмонту» и во многом родственной ему «Леоноре» № 3 противостоит «Кориолан» в силу иной идейной концепции, иного характера героя.

«Кориолан» (ор. 62, 1807)—трагедия героической лично­сти, гибнущей в результате индивидуалистического противо­поставления себя обществу. Кориолан8 — характер сложный и противоречивый. Ему свойствен высокий героизм, который вел его на подвиги во имя родины. Но, с другой стороны, он находится во власти неукротимого индивидуализма. Отсю­да — его конфликт с народом и одновременно — трагический конфликт с самим собой. Кориолан предпочитает изгнание подчинению чьим бы то ни было требованиям. В ослеплении гневом бывший защитник Рима становится союзником варваров. Чувство трагической вины определяет душевный конфликт героя, из которого он находит выход лишь в смерти. Многое в образе Кориолана расходится с обликом бетховен­ского героя, и прежде всего противопоставление своей лично­сти воле народа (толпы, «черни», в глазах Кориолана). Вме­сте с тем Кориолан с его трагической судьбой во многом и близок Бетховену. Кориолан бунтует против трусливого свое­корыстия патрициев, их лицемерного «заигрывания» с плеб­сом. Мы узнаём «бетховенские» черты и в неукротимой страстности, гордой независимости духа Кориолана, в пафосе утверждения величия человека в силу его личных доблестей (но не в силу знатности рода и общественного положения!). В этом смысле образ Кориолана созвучен устремлениям «бурных гениев» («штюрмеров») времен бетховенской юно­сти.

За увертюрой «Кориолан» установилась характеристика «музыки гнева» (так ее, по-видимому, определял и сам Бет­ховен, если судить по «Разговорным тетрадям»). Ее эмоцио­нальный тонус близок I части Пятой симфонии. Увертюра во­площает обобщенный психологический «портрет» Кориолана, трагический конфликт его души. Бетховенское толкование об­раза Кориолана можно было бы определить словами одно­именной шекспировской трагедии: «Большое несчастье — это наковальня, на которой выковывается мужество».

Драматургия увертюры отличается особенной остротой, напряженностью контрастов. Диалогический принцип бетхо­венского симфонизма претворен здесь не только в контрасте главной и побочной партий — контрастностью пронизана вся музыка увертюры, от начала до конца воспринимающаяся как непрекращающийся поединок Кориолана с «судьбой» и с самим собой.

Этот поединок начинается с первых же тактов увертюры: трагические унисоны, звучащие как троекратное веление «ро­ка», и отрывистые аккорды-ответы, исполненные непреклон­ного мужества. Редко, даже у Бетховена, мы найдем такую декламационную приподнятость, ораторскую пластику речи (вплоть до ощущения жеста, как в дальнейшем в инструмен­тальных «речитативах» Листа). Особый драматургический прием, примененный здесь Бетховеном, — объединение в кон­трастное целое вступления и главной партии (это особенно' ярко выражено в репризе). Повелительные интонации вступления внедряются в страстно взметенную мелодию главной партии, образуя напряженный внутренний диалог.

Контраст главной и побочной партий отличается также особой рельефностью. Бетховен прибегает к необычному для классического сонатного allegro приему — контрастно обособ­ляет побочную партию. Она звучит как лирический монолог и как ариозо в драматической сцене, что подчеркнуто самой фактурой, — широкая кантилена на фоне аккомпанирующих фигурации. Самостоятельность, законченность музыкальной характеристики, ее лирический склад побуждают увидеть в этой теме образ матери Кориолана — Волумнии (такое суж­дение можно часто встретить в литературе о Бетховене). По­добное толкование опять-таки (как и в случае с темой «ис­панцев» в «Эгмонте») представляется слишком конкретным. Образ Волумнии нашел в увертюре Бетховена обобщенное выражение, являясь воплощением всего светлого, дорогого, таившегося в сознании героя. Это — побеждающее в конце концов чувство любви к родине, к матери, любви, побудив­шей его пожертвовать жизнью.

После светлой темы особенно усиливаются интонации скорби — диссонирующие звучания, беспокойные перебиваю­щиеся ритмы определяют облик второго раздела побочной и заключительной партии с ее «рваным» рисунком, острым со­пряжением малых нон и больших септим. Диссонантность темы заключительной партии концентрирует в себе особен­ность музыкального языка «Кориолана» — его трагическую напряженность.

Разработка увертюры очень мала. Зато реприза «разра-боточная». Начало ее (в субдоминантовой тональности, f-moll) является кульминацией «рокового» диалога — аккор­ды вступления «разрезают» фразы главной партии. Неустой­чивость изложения не исчезает и к концу репризы: второй раздел побочной и заключительная партия идут на доминан­товом органном пункте, подчеркивая значение следующей за ними коды. Вновь, последний раз проходит цикл контраст­ных тем в коде, но теперь в обратной, «зеркальной» последо­вательности: заключительная, побочная и главная. С каж­дым циклом возрастает ощущение неизбежности трагической развязки, и в коде музыкальное развитие приводит к «распа­ду» главной темы на отдельные фрагменты — мятежный об­раз Кориолана «гаснет», музыка застывает в неподвижности.

Драматургия увертюры «Кориолан» имеет ряд особенно­стей. Здесь нет больших связующих и разработочных разде­лов, зато наблюдается чрезвычайная насыщенность контра­стами. Драматургическое развитие осуществляется через вза­имодействие контрактных образов, тематических элементов внутри партий: оно идет путем сжатия тематических циклов от начала к концу, путем сгущения напряженности музы­калькой ткани, усиления диссонантности. Вступление и кода, в отличие от «Леоноры» № 3 и «Эгмонта», не выделены в са­мостоятельные разделы, их роль в «Кориолане» иная — они непосредственно включены в действие. Здесь нет элементов повествовательности, показа событий со стороны. Вся увертю­ра — внутренний монолог героя.

«Кориолан» наряду с «Эгмонтом» — одно из самых дерз­новенных сочинений Бетховена, концентрирующих черты его драматического стиля зрелого периода. Музыкальный язык этого сочинения особенно ярко говорит о том, как далеко вы­шел Бетховен уже в годы создания «Кориолана» за пределы стиля венской классической школы.

Многое в «Кориолане» — сосредоточенность на внутрен­нем психологическом конфликте, смятенность чувств, моно­логичность — предвосхищает черты симфонизма романтиков, в частности шумановского «Манфреда» (при всем различии сущности трагического конфликта души героя Бетховена и Шумана).

Историческая роль новаторского мышления Бетховена в увертюрах, как и в других жанрах, огромна. На примере «Кориолана», а также «Эгмонта» и «Леоноры» № 3 видно, что лучшие бетховенские увертюры не только используют до­стижения зрелого классического симфонизма, но и ведут дальше — в область симфонизма второй половины XIX века. Эти драматические «одночастные симфонии» подготавли­вают жанр симфонической поэмы внутренней цикличностью, а в отдельных случаях, как, например, в «Эгмонте», приемами тематической трансформации.

  • 1. А. Н. Серов. Избранные статьи, т. I, стр. 409—424.
  • 2. Там же, стр. 409.
  • 3. Т а м же, стр. 412.
  • 4. ...
  • 5. В разработке действуют тематические элементы, воплощающие про­тивоположные силы драмы. Образам угнетения, мрака («разорванная» паузами начальная фраза вступления, вводящая в «подземелье», и зловещие пассажи в духе характеристики Пизарро) противостоит образ мужества героическая тема главной партии (фанфарное восходящее движение по тонам трезвучия).
  • 6. Столь коренная трансформация темы, изменяющая образный смысл ее, ведет в дальнейшем к методу лейтмотивной трансформации в про­граммном симфонизме романтиков.
  • 7. ...
  • 8. Кориолан — римский полководец Кай Марций, живший в I в. до н. э. Имя Кориолан ему было дано в честь завоевания им города вольсков Кориолы. Биография Кориолана изложена в «Сравнительных жизнеописа­ниях» Плутарха, послуживших материалом для трагедии Шекспира. Бет­ховен написал свою музыку для постановки пьесы Коллина, в ко­торой усилен мотив трагической вины Кориолана, что приводит к частич­ному изменению развязки: Кориолан в пьесе Коллина сам лишает себя жизни (у Плутарха и Шекспира Кориолана убивает вождь вольсков, получив от него отказ вести варваров на Рим).