- English
- Русский
Опера «Фиделио» отразила отдельные этапы титанического труда Бетховена, поскольку она имела три редакции, каждая из которых была закреплена соответствующей театральной постановкой. Нагляднее творческий процесс выявляется в созданных композитором четырех увертюрах к этой опере — ведь все они входят в современный концертный репертуар.
В отношении хронологии создания первых трех увертюр долгое время велись споры, порядок, установленный в общепринятых названиях «Леонора № 1», «Леонора № 2», «Леонора № 3», подвергался сомнению — вплоть до того, что «Леонору № 1», якобы исполненную впервые публично в 1807 году, считали созданной после «Леоноры № 3», поскольку последняя исполнялась в постановке 1806 года (в некоторых партитурных изданиях до сих пор фигурирует дата 1807 как дата создания «Леоноры № 1»). Потребовались тщательные исследования, чтобы по многочисленным документам восстановить истину (рукопись «Леоноры № 1» оказалась утерянной). Одно из исследований принадлежит Йозефу Браунштейну. История создания всех четырех увертюр выглядит следующим образом. В 1804 году, занявшись эскизами будущей оперы, Бетховен одновременно делает наброски увертюры, известной под названием «Леонора № 1». Исполненная в 1805 году, незадолго до премьеры оперы в узком слушательском кругу в доме князя Лихновского, эта увертюра не встретила признания. Для состоявшейся в том же году венской премьеры композитор написал совершенно новую увертюру, известную ныне как «Леонора № 2». После неудачи оперы Бетховен создает ее вторую редакцию, для которой предназначает и новый вариант увертюры — так называемую «Леонору № 3» (премьера в Вене в 1806 году). Новая неудача постановки, вызванная, как и в первом случае, непониманием смелых замыслов Бетховена, заставила композитора надолго распроститься со своим любимым детищем. Но в 1814 году, во время Венского конгресса в высших кругах вспомнили о Бетховене и его опере, которую было решено поставить. Вот тогда и возникла третья редакция с вновь написанной, уже четвертой по счету, увертюрой. Именно в этой редакции опера окончательно закрепила за собой название «Фиделио» (псевдоним переодевшейся в мужское платье героини — Леоноры), тогда как первоначальное и любимое Бетховеном название было «Леонора, или Супружеская верность». С названием «Фиделио» композитор вынужден был примириться, так как «Леонорой» назвали еще раньше свои оперы на тот же сюжет другие два композитора П. Гаво и Ф. Паэр. В результате «Леонорами» стали называть первые три, хронологически близкие бетховенские увертюры, а четвертая получила имя «Фиделио».
...В итоге четыре бетховенские увертюры к одной опере продемонстрировали четыре разных подхода к проблеме оперной увертюры, что имело немаловажное значение для всей последующей эпохи. Очень скоро их сопоставление стало достоянием самых широких кругов: в 1840 году Ф. Мендельсон с оркестром Гевандхауза исполнил весь цикл увертюр. В своей статье по поводу этого исполнения Шуман писал: «Подобно тому, как это совершается в природе, мы видим... сначала сплетение корней, из которых во втором варианте поднимается исполинский ствол, простирающий направо и налево свои ветви; завершается все легкой цветущей вершиной».
(Г. В. Крауклис об увертюрах Бетховена)