Увертюры к опере «Фиделио»

Опера «Фиделио» отразила отдельные этапы титаниче­ского труда Бетховена, поскольку она имела три редакции, каждая из которых была закреплена соответствующей теат­ральной постановкой. Нагляднее творческий процесс выяв­ляется в созданных композитором четырех увертюрах к этой опере — ведь все они входят в современный концертный репертуар.

В отношении хронологии создания первых трех увертюр долгое время велись споры, порядок, установленный в обще­принятых названиях «Леонора № 1», «Леонора № 2», «Лео­нора № 3», подвергался сомнению — вплоть до того, что «Леонору № 1», якобы исполненную впервые публично в 1807 году, считали созданной после «Леоноры № 3», посколь­ку последняя исполнялась в постановке 1806 года (в неко­торых партитурных изданиях до сих пор фигурирует дата 1807 как дата создания «Леоноры № 1»). Потребовались тщательные исследования, чтобы по многочисленным доку­ментам восстановить истину (рукопись «Леоноры № 1» ока­залась утерянной). Одно из исследований принадлежит Йозефу Браунштейну. История создания всех четырех увертюр выглядит следующим образом. В 1804 году, занявшись эски­зами будущей оперы, Бетховен одновременно делает наброс­ки увертюры, известной под названием «Леонора № 1». Ис­полненная в 1805 году, незадолго до премьеры оперы в узком слушательском кругу в доме князя Лихновского, эта увер­тюра не встретила признания. Для состоявшейся в том же году венской премьеры композитор написал совершенно но­вую увертюру, известную ныне как «Леонора № 2». После неудачи оперы Бетховен создает ее вторую редакцию, для которой предназначает и новый вариант увертюры — так на­зываемую «Леонору № 3» (премьера в Вене в 1806 году). Новая неудача постановки, вызванная, как и в первом слу­чае, непониманием смелых замыслов Бетховена, заставила композитора надолго распроститься со своим любимым де­тищем. Но в 1814 году, во время Венского конгресса в выс­ших кругах вспомнили о Бетховене и его опере, которую было решено поставить. Вот тогда и возникла третья редак­ция с вновь написанной, уже четвертой по счету, увертюрой. Именно в этой редакции опера окончательно закрепила за собой название «Фиделио» (псевдоним переодевшейся в мужское платье героини — Леоноры), тогда как первона­чальное и любимое Бетховеном название было «Леонора, или Супружеская верность». С названием «Фиделио» композитор вынужден был примириться, так как «Леонорой» назвали еще раньше свои оперы на тот же сюжет другие два ком­позитора П. Гаво и Ф. Паэр. В результате «Леонорами» ста­ли называть первые три, хронологически близкие бетховенские увертюры, а четвертая получила имя «Фиделио».

...В итоге четыре бетховенские увертюры к одной опере продемонстрировали четыре разных подхода к проблеме опер­ной увертюры, что имело немаловажное значение для всей последующей эпохи. Очень скоро их сопоставление стало достоянием самых широких кругов: в 1840 году Ф. Мендель­сон с оркестром Гевандхауза исполнил весь цикл увертюр. В своей статье по поводу этого исполнения Шуман писал: «Подобно тому, как это совершается в природе, мы видим... сначала сплетение корней, из которых во втором варианте поднимается исполинский ствол, простирающий направо и на­лево свои ветви; завершается все легкой цветущей верши­ной».

(Г. В. Крауклис об увертюрах Бетховена)