- English
- Русский
Время создания: 1805 г.
Либретто Йозефа Зоннлейтнера по драме «Леонора, или Супружеская любовь» Жана Николя Буйи.
Pauline Nobes,
Christiane Oelze,
Alastair Miles,
Franz Hawlata,
Colin Campbell,
Michael Schade,
Kim Begley,
David Watkin,
Hillevi Martinpelto,
Ruth Crouch,
Matthew Best,
Robert Burt
The Monteverdi Choir, Orchestre Revolutionnaire et Romantique, John Eliot Gardiner (conductor)1
В январе 1803 года Бетховен был назначен штатным композитором Theater an der Wien, и вскоре он и его брат Карл получили жилье прямо в здании театра. Шесть месяцев спустя, Бетховен и Эмануэль Шиканедер (1751-1812), владелец, а затем директор театра, начали планировать новую оперу, Vestas Feuer, по либретто Шиканедера. Однако, к концу 1803 года, Бетховен отверг этот сюжет в пользу либретто Йозефа Зоннлейтнера по пьесе «Леонора, или Супружеская любовь» Жана-Никола Буйи. В апреле 1804 года Бетховен был уволен из театра и работа над «Леонорой» была приостановлена до конца августа, когда он был восстановлен в должности. Опера была готова в сентябре 1805 года, однако, это оказалось только началом злоключений «Леоноры».
Запланированная на 30 сентября премьера оперы была запрещена цензурой. Ходатайство Зоннлейтнера убедило цензора снять запрет, однако назначенная дата спектакля уже прошла. За неделю до вновь назначенной на 15 октября премьеры «Леоноры» французская армия заняла Вену, и во дворце Шенбрунн расположилась штаб-квартира Наполеона. Императорский двор и аристократия покинули столицу, и в день премьеры, состоявшейся 20 ноября, большая часть зрительного зала состояла из французских офицеров, не понимавших ни немецкого языка, ни музыки Бетховена. Опера не имела успеха и после трех представлений была прекращена. Отзывы публики также не были благоприятными - слушатели нашли первый акт утомительным, потому что в нем "ничего не происходит".
Бетховен был категорически против каких-либо изменений, однако друзья композитора во главе с князем Карлом Лихновским смогли убедить его переработать оперу. За переделку текста взялся Стефан фон Бройнинг, и новая версия «Леоноры» была представлена 29 марта 1806 года. Читать дальше >>
После относительного успеха «Фиделио» в 1814 году «Леонора» была забыта, казалось бы, навсегда. Исследовательскую работу по восстановлению первоначальной версии «Леоноры» провел Eric Prieger, который опубликовал партитуру оперы в 1905 году. Ровно через столетие после премьеры, 20 ноября 1905 года, «Леонора» вновь была вновь представлена в Королевской Опере (Königliches Opernhaus) в Берлине под управлением Рихарда Штрауса.