«Торжественная месса»

К наиболее значительным произведениям композитора принадлежит «Торжественная месса» D-dur для четырех солистов, хора и оркестра (1818—1823). Написанная одновременно с Девятой сим­фонией и фортепианной сонатой ор. 106, месса родственна им по глубине постановки философских вопросов, по грандиозности, но­визне интонационного строя и формы. Идейная значимость этого сочинения несоизмерима с тем внешним поводом, который послу­жил толчком к его созданию1.

Месса для Бетховена не имела ритуально-церковного смысла, Он усматривал в ней исторически сложившийся жанр, в котором накопились богатейшие традиции философской музыки (Палестрина, Бах, Моцарт, Гайдн). Произведение Бетховена далеко от идеологии католицизма, догматов христианства. В этом монумен­тальном произведении воплощен характерный для позднего Бетховена идейный замысел. Музыка мессы пронизана «фаустианством»: в ней господствует дух беспокойного сомнения, но вера в жизнь преодолевает мучительные философские искания.

Подобно h-moll'ной мессе Баха, «Торжественная месса» Бет­ховена ни по смыслу, ни по форме выражения, ни по масштабам не предназначена для церковного исполнения. Знаменательно, что сам композитор рекомендовал исполнять свою мессу в концерте, в виде оратории2.

Бетховенская месса поражает цельностью композиции. Она словно высечена из одной глыбы. Между разными ее частями существует несомненная интонационная (почти «лейтмотивная») связь. Строгий тональный план объединяет все произведение3. Роль оркестрового развития настолько значительна, что это про­изведение можно назвать синтетическим по жанру.

Каждая из традиционных пяти частей мессы ярко индивиду­альна в музыкальном отношении. Наиболее проста первая часть, «Kyrie eleison», написанная в трехчастной форме; ее развитие основано на противопоставлении моментов торжественной велича­вости чувствам душевной слабости и печали:


Первый из этих образов охарактеризован блестящей инстру­ментально-концертной музыкой, второй — трогательной вокальной кантиленой, интонации которой проникают в лирическую послед­нюю часть.

«Gloria» — сложнейшее многочастное построение, включающее фугу. Основная тема части близка трио из Девятой симфонии и русской теме «Слава» из трио скерцо Восьмого квартета.

Необычен интонационный строй мессы. Колористические эф­фекты хорового звучания придают всей музыке особенную красоту, в «Et incarnatus», напоминая хоровой стиль Палестрины, не­ожиданно звучат старинные лады:

В развитии господствуют полифонические приёмы.

Замечателен финал мессы, против которого больше всего ополчались представители официальной церковной музыки. На слова «Dona nobis расеm» Бетховен пишет ликующую, танцевального склада музыку, несколько напоминающую одну из вариаций оды «К радости». Когда в процессе ее развития появляется почти военный эпизод — барабанная дробь и героическая фанфара у труб, — сходство с маршевой вариацией «темы радости» из Девятой симфо­нии становится очевидным. Знаменательно, что тема последней фу­ги была заимствована из финального хора «Мессии», одной из са­мых светлых, жизнерадостных ораторий Генделя. Подобно Девя­той симфонии, «Торжественная месса» заканчивается ликованием, прославляющим завоеванную веру в жизнь.

Первая месса Бетховена, С-dur (1807), принадлежит к наибо­лее выдающимся произведениям его «зрелого» периода. Сверстни­ца «Кориолана» и квартетов ор. 59, она соприкасается с ними раз­ными сторонами своего богатого художественного содержания. Но при этом в ней раскрывается и новая, неожиданная сторона Бет­ховена — его замечательное по оригинальности и силе воплощение душевной гармонии.

В отличие от месс предшественников (Моцарта, М. и Й. Гайд­нов и других), где инструментальная музыка играла роль, равноценную с голосом, Бетховен разрабатывает преимущественно вы­разительные приемы хорового звучания.

  • 1. Бетховен начал сочинять мессу ко дню посвящения своего яруга эрцгер­цога Рудольфа в архиепископы. Известно, что Бетховен всячески отговаривал его от принятия духовного сана и не скрывал своего иронического отношения к этому поступку после того, как он свершился. Месса не была закончена к сро­ку и появилась на свет несколько лет спустя вместе с Девятой симфонией.
  • 2. Первое полное исполнение «Торжественной мессы» состоялось в Петербурге в 1824 году по инициативе князя Н. В. Голицына.
  • 3. Господствуют D-dur и B-dur – тональные центры Девятой симфонии.