Hess 115: Vestas Feuer ("Огонь Весты"), неоконченная опера

1-я сцена неоконченной оперы, 1803

 

Эмануэль Шиканедер — немецкий импресарио, драматург и либреттист, сейчас известен, в основном, как автор либретто «Волшебной флейты» Моцарта. Успех «Волшебной флейты» позволил Шиканедеру организовать в 1801 году новый театр — Theater an der Wien, который открылся премьерным показом оперы «Александр» Франца Тейбера на либретто Шиканедера. Theater an der Wien был одним из самых больших и технически оснащенных театров своего времени, однако Шиканедер из-за финансовых трудностей уже через год был вынужден его продать, и затем дважды приглашался туда в качестве художественного руководителя.

Вскоре после того, как Шиканедер предоставил Бетховену жилье прямо в здании Theater an der Wien, он предложил ему свое либретто «Огонь Весты» для новой оперы. Бетховен, однако, нашел предложенный сюжет не подходящим. Несмотря на это, он написал для этой оперы два номера, один из которых стал в итоге дуэтом "O namenlose Freude" второго акта «Фиделио». Бетховен продолжал жить в Theater an der Wien, однако переключился на новый сюжет - «Леоноры» («Фиделио»).

В своем письме критику Allgemeine musikalische Zeitung Рохлицу Бетховен сообщает о причинах, которые побудили его отказаться от сюжета Шиканедера в пользу «Леоноры». Это не только устаревшая тематика (оперы Керубини изменили вкус публики, и теперь сказочным сюжетам она предпочитает оперы «французского» типа), но и низкое, по его мнению, качество текста. Бетховен прекратил работу над «Огнем Весты» в конце 1803 и, как он пишет Рохлицу, «полностью отделился» от Шиканедера. Он также сообщает, что после этого уже начал работу над оперой с французским текстом - в духе времени. Это замечание является первым упоминанием Бетховена о начале работы над «Фиделио».

Краткое содержание:

В этой сцене (первой сцене оперы), раб Мало сообщает своему хозяину Порусу, что его дочь Воливия влюблена в Сартагонеса, сына его заклятого врага. Они следят за влюбленными, которые поют дуэтом, обещая друг другу вечную верность. Заметив Поруса, Сартагонес просит его дать согласие на их брак. Порус отказывается, тогда Сартагонес обещает покончить жизнь самоубийством. В порыве сострадания и благородства, Порус соглашается на их союз и сцена заканчивается радостным трио примирения.