Соната №13 Es-dur, Opus 27 №1

'Sonata quasi una fantasia'

1. Andante. Allegro
2. Allegro molto e vivace
3. Adagio con espressione
4. Allegro vivace

(Вильгельм Кемпф)

 

Эта соната, посвященная ученице Бетховена, княгине Софии Лихтенштейн, была сочинена в 1801 и опубликована в 1802 году.

Отмечая, что соната ор. 27 №1 находится совершенно в тени по сравнению с сонатой ор. 27 № 2, Ленц все же признавал за первой достоинства «высокого вдохновения». Нельзя не согласиться и с мыслью Ленца, что в основе этой сонаты лежит импровизационность (это не исключает, конечно, продуманности целого).

Нагель полагал непопулярность сонаты несправедливой и находил в ней «бесконечное благородство чувств», страстность экспрессии, ярко выраженное моральное начало, столь типичное для творчества Бетховена.

Напротив, Ромен Роллан усматривал в сонате ор. 27 №1 светскую грацию, свободное и своеобразное возрождение салонной сонаты добетховенской поры. «Прав я или неправ, — писал Ромен Роллан по поводу этой сонаты, — но я вижу в ней гораздо меньше непосредственного отражения Бетховена, чем, сознательно или нет, образа любезной особы, которой соната посвящена: княгини Лихтенштейн, рожденной Фюрстенберг, светского создания, изящной и очаровательной, с изменчивыми настроениями, с чувствами отнюдь не глубокими, никогда целиком не захватывающими, мечтательность, возбуждение, капризность, иногда элегия или смеющаяся шаловливость, — все скользящее но поверхности».

На наш взгляд, оценка, данная Роменом Ролланом, проницательна, но недостаточна, так как не охватывает всего круга образов сонаты (об этом ниже).

Как и соната ор. 26, данная соната не имеет ни одной формы сонатного allegro. Но, в отличие от двенадцатой сонаты, тут и первая часть имеет трехчастную форму. Кроме того, все части связаны непосредственными переходами (attacca).

(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)

 

While Beethoven's Sonata, Op. 27, No. 2, the familiar "Moonlight," may get the publicity and the performances, it's the Op. 27, No. 1, in E flat that represents a radical breakthrough for the composer. It's also fun to listen to. Subtitled "Sonata quasi una Fantasia" like its opusmate, this work's closely connected sections do in fact form something resembling a free fantasia. The opening movement is not a fast movement in sonata form, but a song-like Andante in a playful slow-dance rhythm; this is abruptly interrupted by a free and virtuosic Allegro, which in turn reverts to the original Andante as if nothing had happened. A brief, stormy Scherzo (Allegro molto e vivace), in which the hands play three-note patterns in opposition to each other, is contrasted with a trio in syncopated "hunting" rhythm -- an eccentric movement that would have fit in nicely with the Op. 33 Bagatelles. A lovely, largely chordal Adagio con espressione is in fact an introduction to the Allegro vivace finale, an elaborately worked-out rondo with a good deal of contrapuntal passagework. At its climax, the music comes to a sudden halt, and the Adagio theme returns for a beautiful moment before a Presto coda brings the sonata to a brilliant conclusion.

(Sol Louis Siegel, Rovi)