- English
- Русский
По воспоминаниям многих своих друзей и современников, Бетховен любил посидеть в ресторанах и кафе. Например, в 1823 году Johann Sporschil писал в газете "Stuttgarter Morgenblatt", что Бетховен, проводя зимние месяцы в Вене, любил - перед тем, как отправиться на прогулку - остановиться в кафе, чтобы выпить чашку кофе, прочесть газету, выкурить трубку и побеседовать с друзьями.
Видимо, один из таких моментов запечатлен на единственном дошедшем до нас изображении Бетховена с натуры в бытовой обстановке. Эту зарисовку сделал Эдуард Клоссон (Eduard Klosson), бывший в 1823 году венским студентом. Должно быть, Клоссон увидел Бетховена в одном из ресторанов за чашкой кофе и тайком сделал этот карандашный набросок. Рисунок легко выдает непрофессионала, тем не менее, художнику прекрасно удалось передать ситуацию и расслабленную позу Бетховена.
Фотография рисунка представлена в экспозиции музея Beethoven-Haus в Бонне.
Рисунки Йозефа Бёма (Joseph Daniel Böhm), оба относятся, вероятно, к 1820 г.
Йозеф Даниэль Бём жил в Вене с 1813 года и был известен как выдающийся медальер, скульптор и ювелир (в 1836 году он был назначен директором Венской Академии граверов - Wiener Graveur-Akademie). Зимой 1819/1820 художник лично познакомился с Бетховеном, который несколько раз упоминает его в своих разговорных тетрадях, и можно считать несомненным, что Бетховен позировал ему хотя бы однажды.
Бём изготовил медальон с барельефом Бетховена, по которому должна была быть отлита медаль. Оригинальный медальон до конца 19 века принадлежал венскому исследователю Бетховена Теодору Фриммелю. Этот медальон утрачен, но для музея Beethoven-Haus была сделана отливка, которая сохранилась до наших дней. Сохранилось также несколько фотографий оригинального медальона (Beethoven-Haus Bonn: NE 262 g, B 256, B 593).
Копия медальона Йозефа Бёма с профилем Бетховена (музей Beethoven-Haus)
В это же время, вероятно, были сделаны и два небольших рисунка, изображающих Бетховена, идущего по улице. Рисунки очень живые и вполне соответствуют описанию, которое дает Герхард фон Брейнинг в своей книге о Бетховене, опубликованной в 1874 году:
«Шляпа-котелок, которая была очень распространена в то время и которую он вешал на самый верх вешалки, когда возвращался домой, даже если шляпа была мокрой от дождя и с нее еще капала вода, так как он только слегка её стряхнул [...], из-за чего тулья растянулась в стороны. [...] Обычно он носил шляпу сдинутой назад, так что она не прикрывала его лицо. Рельштаб заметил прямо в точку: «его седые волосы, которые не были ни вьющимися, ни жесткими, а были смесью того и другого, развевались по обеим сторонам шляпы. [...] Полы его пальто были довольно тяжело нагружены, потому что в карманах был не только носовой платок, часто свисавший из-под полы, но и свернутая тетрадь in-quarto для его сочинений, совсем не тонкая, а также разговорная тетрадь in octavo с толстым карандашом вроде тех, которыми делают пометки плотники. Он использовал её как календарь и как записную книжку при встречах со знакомыми и друзьями».1
Литография 1841 г. по рисунку, сделанному около 1823 г. (музей Beethoven-Haus)
Этот портрет Бетховена, довольно популярный в XIX веке, создал создал пражский художник и литограф Мартин Тейчек (Martin Tejcek, 1780-1847), с 1821 года проживавший в Вене. Композитор изображен на прогулке, одетым в элегантное пальто и цилиндр, точно такой, каким его описал Стефан фон Брейнинг в своих воспоминаниях «Aus dem Schwarzspanierhause» (1847 г.). Бетховен держит руки за спиной, в одной руке у него лист бумаги, вероятно, ноты.
Созерцательная внешность композитора соответствует описанию, которое дал художник Август фон Клёбер после встреч с Бетховеном в Мёдлинге под Веной. Фон Клёбер несколько раз встречался с Бетховеном во время его прогулок, и вспоминал, что композитор часто останавливался с нотной бумагой и огрызком карандаша в руке, слушал, смотрел вверх и вниз, а затем записывал рождающуюся музыку.
Вопреки распространенному мнению, нельзя сказать, что Бетховен не придавал значения своей одежде. Так, Шиндлер сообщает, что его рубашки и воротнички всегда были безукоризненно белыми, а гардероб состоял из тщательно подобранных костюмов.
В 1916 году этот карандашный рисунок, раскрашенный акварелью, был продан берлинским аукционным домом Henrici. Он сделан Йозефом Вайднером (1801-1870), художником из Вены, который в начале 19 века был известен как портретист и автор жанровых картин.
Вероятно, во время работы художник несколько раз наблюдал за Бетховеном. Возможно, рисунок сделан во время прогулки и затем раскрашен в мастерской. Хотя на листе нет никаких надписей или пометок, многие детали говорят о том, что на рисунке действительно изображен Бетховен. Например, его фигура, то, как на нем сидит шляпа и то, как из-под шляпы видны волосы. Эти детали полностью согласуются с описаниями внешности Бетховена в 1820-е годы, которые дают друзья и современники композитора.
Бетховен изображен с поднятой тростью в правой руке.
Статья в газете «Штутгартер Моргенблатт» от 5 ноября 1823 года сообщает, что Бетховен выходил на прогулку в любую погоду. Автор статьи (Johann Sporschil), видимо, хорошо осведомленный о привычках Бетховена, пишет: «Он любит природу. В ужасную зимнюю погоду ему нелегко сидеть целый день дома, но летом за городом он обычно выходит в цветущий сад Божий еще до рассвета».
На раскрашенном акварелью рисунке Иоганна Непомука Хёхле (Johann Nepomuk Höchle) изображен «Бетховен в ужасную погоду», закутанный в длинный толстый плащ с поднятым воротником. Этот плащ, сильно скрученный цилиндр и широкие задранные штаны полностью соответствуют описаниям внешности прогуливающегося на природе Бетховена, оставленным современниками.
Судя по всему, рисунок был создан между 1820 и 1825 годами. Оригинал его утерян, но сохранилось несколько репродукций, созданных в конце 19-го - начале 20-го веков.