На смертном одре

Смерть Бетховена. Карандашный рисунок Йозефа Тельчера (Joseph Teltscher Hiller). После совместного с супругой посещения Бетховена 23 марта 1827 г. художник писал: "вид этого выдающегося человека был ужасен... он лежал бледный и жалкий, время от времени глубоко вздыхая. Ни одного слова не сходило с его губ и лоб его был влажен от испарины..."

Бетховен на смертном одре. Карандашный рисунок Йозефа Тельчера. 24 марта 1827 г. композитор, после обряда причастия, впал глубокую кому. Он прожил еще два дня, смерть наступила 26 марта около пяти часов вечера, во время сильнейшей грозы, обрушившейся на Вену. Ансельм Хюттенбреннер (Anselm Hüttenbrenner) держал голову умирающего мастера. Кроме него, в этот момент присутствовала только невестка Бетховена (вдова его брата), Иоганна ван Бетховен.
(Оба рисунка впоследствии принадлежали Стефану Цвейгу).

Посмертная маска Бетховена. Отливка Йозефа Данхаузера. После долгой болезни, Бетховен умер 26 марта 1827 года в своей квартире в "Schwarzspanierhaus" ("Дом одетых в черное испанцев") в Вене. Как только молодой скульптор Йозеф Данхаузер, бесконечно восхищавшийся творчеством Бетховена, узнал о смерти композитора, он поспешил связаться с его другом Стефаном фон Брёйнинг, чтобы просить разрешения снять посмертную маску. Брёйнинг согласился, и Данхаузер получил возможность сделать гипсовый слепок. Сейчас считается, что Йозеф Данхаузер и его брат Карл, вероятнее всего, попали в "Schwarzspanierhaus" ранним утром, всего несколько часов спустя после смерти Бетховена. В результате был получен негативный слепок лица покойного, который не сохранился. Собственно "посмертной маской" называется отливка, полученная путем заполнения гипсом "негативного" слепка.

Прежде, чем Данхаузер снял посмертную маску 28 марта, врач, производя вскрытие, удалил внутреннее ухо, а также ушные раковины, чтобы попытаться установить причины глухоты Бетховена. Без сомнения, эта операция значительно повлияла на лицо покойного, и без того отмеченное смертельной болезнью. (Beethovenhaus, Bonn)

Джон Элла, в своих "Музыкальных набросках", пишет: "Данхаузер, получив разрешение сделать слепок с умершего, отправился в дом покойного. Набросав его портрет карандашом, он начал необходимые приготовления для лепки. Тут возникло непредвиденное обстоятельство: нужно было сбрить щетину, которую не брили все то время, что Бетховен был болен. Данхаузер послал за парикмахером, который готов был это сделать, но затребовал слишком большую сумму - один дукат. Это было больше, чем располагал молодой скульптор. Ему пришлось побрить Бетховена самому".

Оригинальный (первый) слепок маски Бетховена был передан Данхаузером Ференцу Листу в 1840 году; сейчас он хранится в Вене в Городском историческом музее. Еще один слепок находится в доме-музее Бетховена в Бонне.

Людвиг ван Бетховен. Гипсовый бюст работы Йозефа Данхаузера. Этот бюст в натуральную величину был сделан после смерти Бетховена. Здесь, по-видимому, в большей степени использована прижизненная маска 1812 года, чем посмертная, сделанная самим Данхаузером. Несмотря на то, что он не был сделан с натуры, бюст имеет особое значение, поскольку скульптор знал Бетховена лично. (Beethovenhaus, Bonn)

Бетховен на смертном одре. Литография Йозефа Данхайзера (Joseph Danhauser, 1805-1845) по собственному рисунку. Данхаузер, уполномоченный снять посмертную маску Бетховена, воспользовался этой возможностью, чтобы сделать 28 марта этот рисунок. Тогда же он зарисовал и руки покойного. (Городской исторический музей Вены)

Оригинальный рисунок Данхаузера не сохранился. Кроме того, сегодня существует всего несколько экземпляров литографии, поскольку автор никогда не продавал их - было сделано всего несколько копий, предназначенных для самых близких друзей Бетховена и его поклонников.

Руки Бетховена. Набросок Йозефа Данхайзера, сделанный у постели умершего Бетховена 28 марта 1827 г. (Городской исторический музей Вены)