- English
- Русский
Как известно, три фортепианные сонаты ор. 2, изданные в 1796 году и посвященные Иосифу Гайдну, не были первым опытом Бетховена в области сонатной фортепианной музыки (до этого ряд сонат был сочинен композитором во время пребывания его в Бонне). Но именно сонатами ор. 2 начинается тот период сонатного фортепианного творчества Бетховена, который завоевал широчайшую популярность.
Первая из coнат ор. 2 частично возникла в Бонне (следовательно, до 1792 года), две последующие, отличающиеся более блестящим пианистическим стилем. — уже в Вене. Посвящение сонат Гайдну, бывшему учителю Бетховена, надо думать, указывали на достаточно высокую оценку этих сонат самим автором. Задолго до своего опубликования сонаты Ор 2 были известны в частных кругах Вены.
Рассматривая ранние произведения Бетховена, иногда говорят об их сравнительной несамостоятельности, о близости к традициям предшественников - и прежде всего к традициям Гайдна и Моцарта, отчасти Ф. Э. Баха и др.1 Бесспорно, черты такой близости налицо. Мы находим их и в целом и в частностях, и в использовании ряда привычных музыкальных идей, и в применении устоявшихся особенностей клавирной фактуры. Однако гораздо важнее и правильнее видеть даже в первых сонатах то глубоко оригинальное и самобытное, что позднее сложились до конца в могучий творческий облик Бетховена.
(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)
In 1792 Beethoven had travelled from Bonn to Vienna to take lessons with Joseph Haydn. When his first piano sonatas were published in March 1796 he was by far no pupil anymore but a reputable composer, and particularly a renowned piano virtuoso on his first (and only) concert journey to Prague, Dresden, Leipzig and Berlin. Haydn not only taught Beethoven counterpoint, he also introduced the young composer into society. In December 1795 Haydn invited Beethoven to play a solo piano concert in one of his concerts. For Beethoven that was a big chance. A better way to make him known was hardly possible. Haydn was one of the greatest composers alive. Performing in one of Haydn's concerts as a soloist playing his own music was a great honour and an indication of Haydn's respect for Beethoven (although their pupil-teacher relationship was characterised by many ups and downs). When Beethoven dedicated his first three piano sonatas to Haydn only three months later, he demonstrated his gratitude for Haydn's public support.
(beethoven-haus-bonn.de)