Концертная деятельность

Бетховен – распорядитель концертов

Время от времени Бетховен самостоятельно устраивал концерты, которые в то время именовались «академиями». Благодаря им он получал возможность представить свои новые произведения, заработать репутацию и, при удачном стечении обстоятельств, получить некоторый доход. В т годы еще не существовало концертных бюро, и каждый композитор был сам себе продюсером и концертным менеджером.

Академии Людвига ван Бетховена

Планируя концерт, композитор должен был решить целый ряд организационных вопросов:

Аренда зала: поиск подходящего помещения для проведения академий был одним из самых важных и наиболее трудных моментов. Лучшие залы располагались в театрах, но в каждом из них, естественно, была собственная концертная программа. В канун Рождества и в Страстную неделю, согласно церковным канонам, театрам было запрещено давать представления. Альтернативным вариантом были залы ресторанов, однако они были менее вместительными, а значит, не могли принести желаемой коммерческой выгоды.

Получение разрешения: Все публичные концерты в обязательном порядке подлежали регистрации в городской управе: власти австрийской столицы контролировали любое существенное скопление народа.

Наем музыкантов: Это была самая простая часть задачи – в то время в Вене проживало множество музыкантов, как профессионалов, так и любителей. Иногда Бетховен нанимал целый симфонический оркестр, в других случаях его произведения исполняли члены Общества друзей музыки, а бывало и так, что сам знаменитый композитор исполнял часть партий в концерте.

Подготовка музыкального материала: Организуя представление, Бетховен должен был раздать музыкантам ноты для репетиций. Партитуры для концертов размножались от руки, в спешке, и нередко содержали ошибки. Времени на копирование нот всегда не хватало, поскольку сам процесс был очень трудоемким. Если в концерте солировал сам мэтр, то его копию нот оформляли в последнюю очередь: даже если она оказывалась незаконченной, это не представляло для Бетховена никакой проблемы, поскольку он прекрасно помнил свои произведения наизусть и легко импровизировал.

Репетиции: Репетиции можно было начать только после размножения нот для всех музыкантов, и на подготовку к выступлению оставалось очень мало времени. Музыка Бетховена была во всех отношениях новаторской и очень сложной. Из-за большой нагрузки и интенсивности репетиций музыканты и композитор постоянно находились в состоянии сильного стресса.

Реклама: Уже в те времена реклама играла важную роль в организации концертов. Бетховену нужно было своевременно оповестить публику о времени и месте очередного концерта. Как правило, он публиковал один-два анонса в газете, но основным рекламоносителем были концертные афиши. Расклеенные возле концертного зала и в музыкальных магазинах, они содержали всю существенную информацию: перечень музыкальных произведений, которые будут исполнены на концерте, состав оркестра, время проведения и стоимость билетов.

Продажа билетов: Во времена Бетховена продажу билетов осуществляли не только билетные кассы – сам композитор распространял билеты по предварительным заявкам, принимая посетителей у себя дома.

Организационные риски

При организации концерта любой композитор мог столкнуться с двумя проблемами:

- Нет места
Для того чтобы концерт окупился и принес прибыль, ему требовалась большая слушательская аудитория. Именно поэтому композитор стремился взять в аренду театральный зал. Это было крайне трудно из-за плотного графика собственной концертной программы театра. Свободные дни выдавались лишь в Адвент и на Страстной неделе, но и в этом случае руководство театра крайне неохотно отдавало зал, и это приводило Бетховена в ярость.

- Нет денег
Организация концерта стоила немалых денег, и далеко не всегда композитору удавалось извлечь личную коммерческую выгоду. Основными статьями расходов были арендная плата, оплата услуг переписчиков нот и заработная плата музыкантов, а также другие, более мелкие траты; единственным источником доходов была продажа билетов. Подводя сальдо мероприятия, Бетховен нередко балансировал на грани самоокупаемости, а несколько раз вместо прибыли получал чистые убытки.

Бетховен-дирижер

Людвиг ван Бетховен был одним из величайших композиторов в мире, но весьма посредственным дирижером, и нередко на выступлениях это было чревато неприятностями. В характерной экспрессивной манере при управлении оркестром он выражал эмоции буквально всем телом, однако ансамблю нужен руководитель, а не актер.

Бетховен был нетерпелив и вспыльчив, и в приступе ярости мог даже ударить музыканта. Такое случалось не только на репетициях, но и во время концертов, и оскорбленные исполнители, пережив публичный позор, отказывались впредь выступать с Бетховеном.
Вместе с прогрессирующей глухотой характер композитора портился, и это никак не шло на пользу его дирижерским навыкам. В конце концов, на концерты начали приглашать дирижера-дублера, который стоял за спиной у мэтра и при необходимости ассистировал ему.

Успешные концерты

Бетховен был щедрым человеком, и многие концерты с исполнением его произведений имели благотворительный характер. Доход от таких выступлений перечислялся тем, кто нуждался в помощи. Лишь восемь раз Бетховен организовывал концерты исключительно ради собственной выгоды и полностью распоряжался полученной прибылью.

Историки упоминают о двух особенно финансово успешных концертах:

5 апреля 1803 года, Венская опера
Руководство театра заказало Бетховену оперу, и благодаря этому он получил разрешение на проведение концерта. В программе выступления значились Первая и Вторая симфонии, Фортепианный концерт №3 и оратория «Христос на Масличной горе». На тот момент только Первая симфония была известна публике, так что концерт стал по-настоящему грандиозной премьерой. Неудивительно, что при организации этого концерта Бетховену удалось заработать на билетах больше, чем когда-либо прежде.

29 ноября 1814 года Großer Redoutensaal (Главный бальный зал Хофбурга)
1814-й стал годом феноменального триумфа Бетховена. На концерте в Хофбурге собралось 3 000 человек, включая руководителей европейских стран, приехавших на Венский Конгресс. В программе мероприятия была заявлена Седьмая симфония, «Победа Веллингтона» и кантата «Минута славы». Успех представления был столь грандиозен, что выступление повторили дважды – 2-го и 25-го декабря, причем последний концерт был благотворительным. Так 1814 год принес Бетховену всемирную славу и ощутимые финансовые дивиденды.

Один нетипичный концерт

Не все выступления проходили одинаково гладко. Следует заранее отметить, что в те времена симфонические концерты длились дольше, чем сегодня. Однако концерт, состоявшийся 22-го декабря 1808-го года в Венской Опере, стал вопиющим даже по тем меркам: он длился четыре часа и был катастрофически неудачным. Представленные симфонии были ранее не известны публике и отличались повышенной сложностью и трудностью для восприятия. Оркестр имел мало времени для репетиций и, в конце концов, рассорился с Бетховеном. Исполнитель арии был слишком молод; он нервничал и периодически фальшивил. В последнем номере программы оркестр расстроился настолько, что Бетховену пришлось прервать выступление и начать исполнение заново. В довершение ко всему в зале было ужасно холодно.

Бетховен в европейских театрах

Первое выступление Бетховена на театральных подмостках состоялось в 1803-м году, и успех представления открыл ему двери в театры других европейских городов.

В 1803-м году Венский театр заказал Бетховену оперу по сказке «Священный огонь», однако либретто показалось композитору скучным, и он начал искать другой материал для постановки. Выбор Бетховена пал на сюжет французской оперы «Леонора, или Супружеская любовь», который и лег в основу оперы «Фиделио».

В 1809-м году Хофбургский театр пригласил Бетховена для постановки трагедии Гете «Эгмонт».

В 1811-м году Бетховен получил заказ на написания музыки к двум спектаклям Августа фон Коцебу. Пьесы «Король Стефан, первый правитель Венгрии» и «Афинские развалины» были поставлены в новом театре в Пеште (Венгрия).

Позже Бетховена неоднократно приглашали к сотрудничеству многие европейские театры.

Мировая слава

Музыкальные произведения Людвига ван Бетховена, прежде всего симфонии, концерты и оратории, исполнялись не только в Вене, но и по всей Европе. От этих представлений композитор не получал никакой прибыли, однако слава о нем разошлась по всему миру. Многие музыкальные общества сделали Бетховена своим почетным членом, а некоторые из них делали ему заказы на сочинения. Например, Бостонское общество имени Генделя и Гайдна (США) в 1822 году прислало Бетховену заказ на ораторию, но выполнить его мастер так и не смог.
Бетховен – один из тех немногих композиторов, кто успел получить мировое признание еще при жизни.