Характер

Прогрессирующая глухота наложила неизгладимый отпечаток на и без того вспыльчивый характер композитора. Хронические сильные боли в животе отравляли ему жизнь на протяжении тридцати лет, доводя до мыслей о самоубийстве (свидетельством тому может служить т.н. Гейлигенштадское послание братьям Карлу и Иоганну). Кроме того, ряд описанных симптомов и особенностей поведения позволяет современным психиатрам сделать предположение о том, что Бетховен страдал биполярным расстройством психики. В то же время, у него был круг очень близких друзей, к которым он был искренне сердечно привязан. Во многом именно благодаря этим многолетним дружеским связям Бетховен не был одинок в последние, самые тяжелые месяцы своей жизни.

По воспоминаниям современников Бетховен пренебрежительно относился к социальным статусам и авторитетам. Он обрывал выступление, если публика в зале начинала шушукаться и отвлекаться от представления, а на званом вечере мог отказаться музицировать, если ему заблаговременно не было сделано такое приглашение. Во избежание разногласий и недоразумений эрцгерцог Рудольф однажды объявил, что обычные правила этикета светских раутов не распространяются на Людвига ван Бетховена.

Бетховен был приверженцем идеалов Просвещения. В 1804-м году, когда имперские амбиции Наполеона стали в полной мере очевидны, композитор разорвал титульный лист Третьей симфонии и вымарал со страницы имя Бонапарта с такой яростью, что проделал дырку в листе партитуры. Он переименовал произведение, назвав симфонию «Героической, созданной как знак памяти о великом человеке» и перепосвятил ее своему патрону, князю Йозефу Францу фон Лобковитцу, во дворце которого было впервые исполнено это произведение.

Читать дальше →