Соната для фортепиано №15 D-dur Op. 28 "Пасторальная"

1. Allegro
2. Andante
3. Scherzo: Allegro vivace
4. Rondo: Allegro ma non troppo

(Вильгельм Кемпф)

 

Эта соната, сочинявшаяся в 1801 году и опубликованная впервые в 1802 году, посвящена Йозефу Зонненфельсу, венскому писателю и непременному секретарю венской академии изящных искусств. Вероятным поводом посвящения послужили симпатии Бетховена к просветительской, гуманной деятельности Зонненфельса.

Соната ор. 28 была названа автором «Большой сонатой», а позднее, в издании А. Кранца в Гамбурге получила наименование «пасторальной сонаты». Это наименование за ней укрепилось, хотя и не так широко, как эпитет «лунной» за сонатой ор. 27 № 2. Между тем название «пасторальной» безусловно отвечает характеру музыки сонаты ор. 28. Возможно, что в этом произведении отразились непосредственные летние впечатления Бетховена.

Возникновение подобной сонаты рядом с «лунной» отражает обычную любовь Бетховена к эмоциональным крайностям, его глубокую потребность в душевном отдыхе после потрясающих волнений.

Ленц назвал сонату op 28 «идиллией». Нагель усматривал в ней «влияние спокойной и равномерной жизни, которую приносит с собой пребывание в деревне». Ромен Роллан относит эту сонату к числу самых «свежих ручьев» Бетховена  и вместе с тем называет ее «ленивой пасторальной прогулкой... не содержащей ни одной черты страстей».

Скорее всего, последнее утверждение Ромена Роллана чрезмерно. Справедливее другая его формулировка, когда он, отмечая поворот творчества Бетховена после «лунной», характеризует «пасторальную» как «наименее страстную из всех сонат, счастливую, залитую солнцем».

В самом деле, объективным характером своих образов пасторальная соната напоминает пасторальную симфонию (1808); по соната гораздо безмятежнее симфонии.

Если в первой части сонаты господствует лирическое созерцание природы, если во второй части соприкосновение с фольклором, с деревенским бытом еще сопровождается отображением личных, тревожных эмоций, то в третьей части достигнута победа объективного начала, а четвертая часть дает образный итог, выражает радость действия, движения, радость целостного восприятия природы и народности.

Соната ор. 28 недаром соседствует с «лунной». Как и в «лунной», тут поражает замечательное единство частей, хотя программная основа совсем иная, во многом даже противоположная. Эти сонаты — своего рода антиподы, но тем лучше характеризуют они в совокупности сложную и многогранную творческую натуру Бетховена.

(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)

 

Compared to the groundbreaking sonatas of Op. 27, Beethoven's Piano Sonata in D major, Op. 28, is something of a retrospective work in terms of form: clearly, the composer still had something to say in the "standard" four-movement scheme of his earlier sonatas. A remarkable feature of this work is that each movement establishes its own insistent, dominating rhythm at its outset. The first measure of the opening Allegro, for example, is simply three quarter notes on the tonic note D, a figure that both establishes the work's 3/4 meter and commences the first subject. The flowing, carefree second subject, based on the same rhythmic pattern, derives from a series of rocking chords in both hands. The overall effect is one of cheerful contentment, though the development builds to a considerably dramatic climax.

The second movement, Andante is a not-very-slow slow movement in ABA song form. Here, Beethoven creates a serious, lyrical theme in D minor from a series of chords over an insistent left hand in sixteenth notes. The middle section, in the major mode, alternates syncopated chords with descending right-hand triplets, material that makes a plaintive minor-mode return in the coda.

The Allegro vivace Scherzo, again in 3/4, rises from a sardonic series of descending single notes, one to a measure and an octave apart, after which the right hand jumps both above and below the left with the theme. The Trio section, reviving the minor mode, is a series of rocking triplet figures.

Like the first movement, the Allegro, ma non troppo finale at once establishes a rhythm and commences with the main theme. The movement is in 6/8; the alternation of quarter note and eighth note rhythms provides a syncopated "rambling" feel. Beethoven finds fresh variants for every repeat of this theme, all the way to the brilliant coda.

(All Music Guide)