ГЛАВА ТРЕТЬЯ. 1. Новый директор консерватории — Антон Григорьевич Рубинштейн. б) Рубинштейн — композитор

б) Рубинштейн — композитор

Как композитора я до поступления в консерваторию знал Рубинштейна по его опере «Демон», нескольким общеизвестным фортепианным пьесам и замечательным романсам. Из последних я особенно любил «Азру», «Отворите мне темницу» и «Еврейскую мелодию», на слова Байрона «Скорей певец, скорей. Вот арфа золотая». Из его камерных произведений я много раз играл с Борисом Пащеевым сонаты для фортепиано со скрипкой и со своим дядей — сонату для фортепиано и альта.

При первой встрече моей с Антоном Григорьевичем в консерватории, я испытал особое чувство волнения от того, что близко вижу автора оперы «Демон».

*

Отличительной чертой рубинштейновских композиций является яркость, ширина и своеобразность его мелодий и основных тем, при всей простоте их рисунков.

К сожалению, нужно сказать, что слабым местом творчества Рубинштейна было недостаточно критическое его отношение к разработке этих тем и мелодий, что особенно сказывалось в его крупных произведениях.

Импровизационный характер, составлявший главную силу, его музыкального исполнительства, который, как я уже говорил, опирался на громадную подготовительную работу, в отношении композиции, очевидно, не проходил через такую предварительную стадию серьезной обработки и критики, почему и попадаются в его крупных композициях большие отрывки шаблонные и слабые, часто навеянные чужой музыкой, рядом с прекрасными собственными основными темами.

Многочисленные произведения Рубинштейна, особенно крупного масштаба, в настоящее время поэтому, совершенно забыты и не исполняются.

Необходимо отметить, однако, что слишком рьяные критики, на основе этих недостатков, относились огульно отрицательно ко всему рубинштейновскому творчеству в целом и не мало способствовали забвению многих выдающихся его произведений, не заслуживающих такого к себе отношения.

Недостаточная и отрицательная оценка обширного его творчества со стороны критики и музыкантов составляла больное место Антона Григорьевича, к концу своих дней особенно болезненно переживавшего отсутствие признания своих композиторских заслуг.

Более объективной надо считать оценку творчества Рубинштейна, данную Г. Риманом в статье его «Словаря». С этой оценкой вам будет интересно ознакомиться в следующих кратких выдержках.

Закончив свою характеристику Рубинштейна как пианиста указанием на то, что Антон Григорьевич не столько внимания обращал «на шлифование деталей, как на цельность и силу общей концепции», Риман пишет:

«Последним характеризуется также и творчество Рубинштейна. У него есть произведения или части произведений слабые, но почти нет страниц вымученных. Он иногда недостаточно строг к себе, водянист, довольствуется первой попавшейся мыслью, развивает ее слишком эскизно (поверхностно), но развитие это отличается такою же легкостью и непосредственностью, как и в его лучших сочинениях.

Не удивительно поэтому, что при таких качествах неровное творчество Рубинштейна было необыкновенно плодовитым и многосторонним; нет почти ни одной области композиции, не затронутой им, и всюду попадаются перлы (т. е. ценные и выдающиеся по своей художественности произведения).

...Необыкновенно силен и своеобразен он в музыкальной иллюстрации Востока («Демон», «Суламифь», «Маккавей», «Вавилонское столпотворение», «Фераморс», «Персидские песни»). Оперы Рубинштейна по типу ближе всего к мейерберовским. Наибольшей известностью пользуются «Демон» и «Маккавей» (первая особенно в России, вторая — за границей).

Большой известностью пользуются его камерные сочинения, ближе всего примыкающие к классическим образцам; в этом роде — Бетховена, Шумана и отчасти Мендельсона.

Влияние последних двух сильнее всего сказывается и на многочисленных его романсах...»

Я не привожу вам полностью всего отзыва Римана, так как думаю, что и этой выписки достаточно для того, чтобы вы получили общее представление о композиторском творчестве Рубинштейна.

Полный список композиций Рубинштейна занимает в римановском «Словаре» три с половиной больших столбца мелкого шрифта. Привожу краткую сводку списка: 15 опер, 4 духовых оперы, 6 симфоний, среди которых «Океан» в семи частях, 3 симфонических картины («Фауст», «Иоанн Грозный» и «Дон-Кихот»), 4 увертюры, 22 камерных произведения для разного состава, множество произведений для фортепиано соло и для фортепиано в четыре руки, для двух фортепиано, 5 фортепианных концертов с оркестром (среди них знаменитый 4-й, в ре-миноре), 1 скрипичный и 2 виолончельные концерта, 3 сонаты для фортепиано и скрипки, одна для фортепиано и альта, масса произведений для пения с оркестром и с аккомпанементом фортепиано, среди которых 155 романсов и песен на русские и иностранные тексты, а также произведения для хора.