«A Fifth of Beethoven»

Вторая половина 1970-х годов — эпоха диско, и, как ни удивительно, один из её символов непосредственно связан с именем Бетховена. Уолтер Мёрфи, пианист и композитор, один из пионеров направления, получившего позже название Classical Crossover, записал тогда композицию «A Fifth of Beethoven».

Уолтер Мёрфи: У меня была эта сумасшедшая идея — взять симфоническую музыку и совместить её с современным ритмом. Никто не делал подобного в течение некоторого времени, и никто не делал это таким особым образом. Это был эксперимент — взять инструментал, который максимально далёк от поп-музыки, и сделать из него хитовый сингл.

Мерфи использовал тему главной партии первой части Пятой симфонии Бетховена — знаменитое «та-да-да-дааам» и еще около сорока тактов. Наложив эту мгновенно узнаваемую мелодию на диско-ритм, добавив яркий рифф, подголоски и переходы собственного сочинения, и дополнив все это очень удачным клавишным соло, он получил желаемый хит. Название композиции — «A Fifth of Beethoven» («Пятая Бетховена» или «Пятая часть Бетховена») — каламбур, отсылающий и к номеру симфонии, и к одной пятой галлона (распространенный объём бутылок с алкоголем).

«A Fifth of Beethoven» была пятым треком на демо-кассете, с которой Мёрфи отправился к менеджерам лейбла «Private Stock». Сингл согласились выпустить без долгих раздумий, выдвинув артисту лишь одно условие:

Уолтер Мёрфи: Я написал песню, аранжировал её, сыграл большинство партий; то есть это было мое личное детище. Но после того, как это было сделано, «Private Stock» сказали мне, что у нас будет больше шансов получить радиоротацию, если композиция выйдет под маркой группы. Мне это не очень нравилось, но я согласился, и мы придумали название Big Apple Band. Два дня спустя после выхода сингла мы узнали, что группа с таким названием уже есть. Тогда мы стали именоваться Walter Murphy Group, а затем просто Walter Murphy.

Сингл вышел в 1976 году и немедленно стал хитом — занял первое место чарта в США с двумя миллионами продаж. А спустя год «A Fifth of Beethoven» попал в саундтрек культового фильма «Лихорадка субботнего вечера» (кстати, в сцене, где герой Джона Траволты приходит на дискотеку, промелькнул и сам Мёрфи).

Уолтер Мёрфи: Мы тогда знали, что саундтрек «Saturday Night Fever» станет самым продаваемым альбомом в истории музыки. Я бы сказал, что это был счастливый случай.

Вместе с «A Fifth of Beethoven» в одноименный альбом вошли композиции на темы «Полета шмеля» Римского-Корсакова (Flight 76, 44-е место в чарте), четвертой прелюдии Шопена (Night Fall) и начала первого фортепианного концерта Чайковского (Russian Dressing). Мёрфи продолжал записывать обработки классических мелодий, но ни одна из них не смогла повторить успех его первого хита. В следующем 1977 году вышел альбом «Rhapsody in Blue» с одноименной композицией на темы Гершвина (здесь это была единственная обработка классики), затем «концептуальный» альбом Phantom of the Opera (1978) на тему готического романа Гастона Леру «Призрак Оперы» — здесь Мерфи использовал начальные такты токкаты (Токката и Фуга ре минор) Баха (трек Toccata And Funk In D Minor). Зато следующий альбом Walter Murphy's Discosymphony (1979) почти полностью состоял из обработок классических мелодий — досталось Моцарту (Mostly Mozart), Равелю (Bolero), Чайковскому (Romeo & Juliet) и Деюсси (Afternoon Of A Faun). Впрочем, на этом тема Classical Crossover для Мерфи оказалась исчерпана, и он переключается на киномузыку и написание песен для других исполнителей.

Однако, «A Fifth of Beethoven», видимо, навсегда осталась в истории поп-музыки, и новые артисты уже на нее ссылаются, как на «классику». Например, рэпер a+ в «Enjoy Yourself» (1998) или Роберт Тик в «When I Get You Alone» (2002).

Уолтер Мёрфи: Очень печально, что дети сегодня могут познакомиться с Бетховеном только через рок-версию его музыки. Возможно, если они услышат, как круты его симфонии, то пойдут и купят оригинал.1

  • 1. Использованы материалы статьи: Сергей Курий. Как 5-я симфония Бетховена стала диско-хитом (shkolazhizni.ru/culture/articles/102490/)