Портрет 1824 года Иоганна Деккера

#13, Johann Stephan Decker, 1823

Портрет (рисунок мелом) 1824 года работы Иоганна Стефана Деккера (Johann Stephan Decker). Это последний известный портрет Бетховена, сейчас он хранится в Городском Историческом музее Вены (Hisctorisches Museum der Stadt Wien).

Фотографию рисунка1 и две литографии2 можно увидеть на сайте музея Beethoven-haus.

Созданию этого портрета предшествовало радостное событие в жизни Бетховена.

7-го мая 1824-го года состоялся «Большой Музыкальный Концерт Людвига ван Бетховена», на котором, в числе других произведений, впервые была исполнена Девятая симфония, - «Большая симфония с солистом и хором», в которой использован текст поэмы Шиллера «Ода к Радости». Дирижировал оркестром сам Бетховен при помощи ассистента Михаэля Умлауфа (которому по тайному указанию и подчинялся коллектив музыкантов и певцов) . Концерт был принят с большим резонансом и высокой оценкой со стороны критиков, и вскоре за премьерой, 23-го мая было дано второе представление.

Встреча Бетховена и Штефана Деккера состоялась через несколько дней после первого или второго выступления, а литография была изготовлена в качестве иллюстрации к восторженной рецензии на представление, опубликованной в газете Wiener Allgemeine Musikalische Zeitung 5-го июня 1824-го года. Величественный и благообразный облик Бетховена, созданный Деккером, во многом перекликается с образом, созданным бескомпромиссным реалистом Вальдмюллером, однако представляет композитора в более комплиментарном и выигрышном (и для Бетховена, и для читателей) свете. Насупленные брови, плотно сжатые губы, возрастной птоз кожи по линии нижней челюсти и драматический контраст черных бровей и редеющих седых волос – все это присутствует и на портрете, сделанном Деккером. В то же время, такой простой прием, как разворот головы модели на три четверти, дал возможность художнику не привлекать внимание зрителей к широкому носу композитора, а деликатно заострить его корректирующей тенью. Вальдмюллер легко мог пойти по такому же пути, однако его принципиальная творческая позиция состояла в том, чтобы предельно реалистично запечатлевать внешний облик его моделей.

Высокий жесткий воротник и модный в ту пору белый шейный платок придают образу респектабельность, а седая грива волос кажется постриженной и тщательно уложенной. Это стало еще одним поводом для критики со стороны Шиндлера, который с усмешкой заявил, что увидеть Бетховена коротко стриженным это все равно, что увидеть льва без гривы. После смерти композитора Йозеф Штайнмюллер осенью 1827-го года изготовил по заказу издательского дома Artaria клише по портрету Деккера, которое также было критически оценено Шиндлером: «Невозможно отрицать вопиющий контраст этого фантазийного портрета и литографии, сделанной на основе портрета кисти Штилера (заметим в скобках, что и к работе последнего Шиндлер относился достаточно скептично). На этом портрете Бетховен выглядит ужасно старым, а выражение его лица кажется совершенно неправдоподобным».

Мнение Шиндлера нельзя оставить без внимания, но справедливости ради следует сказать и о том, что существовала и диаметрально противоположная оценка портрета, написанного Деккером. Черни, который в свои детские годы часто видел Бетховена так близко, что запомнил на всю жизнь его крупные пальцы и волосатые руки, заявлял, что портрет Деккера и литография Штайнмюллера - это «самый реалистичный и правдоподобный из опубликованных портретов композитора».

И, наконец, имеет значение и субъективная оценка портрета самим композитором. Он достаточно ревностно относился к тому, чтобы стать субъектом акта творчества. В декабре 1826-го года он отправил копию своего портрета кисти Штилера своему боннскому другу Францу Вегелеру с припиской: «Этот портрет, безусловно, произведение искусства, однако я с тех пор постарел», а затем отправил копию портрета Деккера своему парижскому издателю, тем самым утвердив его в качестве рабочего. Также копии портрета Деккера были разосланы как по Австрии, так и за рубеж в качестве подарка кругу друзей композитора.

(Alessandra Comini, The Changing Image of Beethoven: A Study in Mythmaking)

  • 1. beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php?id=15270&template=dokseite_digitales_archiv_en&_eid=1511&_ug=Original%20Beethoven%20portraits&_mid=Pictures%20and%20objects&_eid=1511&_dokid=i743&_eid=1511&_seite=10
  • 2.
    beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php?id=15270&template=dokseite_digitales_archiv_en&_eid=1511&_ug=Original%20Beethoven%20portraits&_mid=Pictures%20and%20objects&_eid=1511&_dokid=i933&_eid=1511&_seite=7
    beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php?id=15270&template=dokseite_digitales_archiv_en&_eid=1511&_ug=Original%20Beethoven%20portraits&_mid=Pictures%20and%20objects&_eid=1511&_dokid=i839&_eid=1511&_seite=6