- English
- Русский
Печатается по сборнику: А. К. Глазунов. Письма, статья, воспоминания [составление, вступительная статья и примечания М. А. Ганиной]. М., 1958, стр. 467—471. Впервые опубликовано в журнале «Печать и революция», 1927, № 3. В основу статьи был положен доклад, сделанный Глазуновым на торжественном заседании в ознаменование столетия со дня смерти Бетховена. Заседание состоялось в Ленинградской филармонии 27 марта 1927 года. Обращает на себя внимание известная общность заглавия статьи с названием одной из речей А. В. Луначарского, относящихся к 1921 году: «Достоевский как художник и мыслитель».
Великий основатель первой русской консерватории Антон Рубинштейн признавал гениальными творцами в области музыкального искусства лишь пять крупнейших имен: Баха, Бетховена, Шуберта, Шопена и Глинку1.
Несомненно, что список этот можно было бы еще пополнить другими достойными именами, но, во всяком случае, изъять из него ни одного из перечисленных Рубинштейном корифеев нельзя.
Имя гениального творца Девятой симфонии занимает в нем первое или одно из первейших мест.
В эпоху, когда родился Бетховен, во второй половине XVIII века, в музыкальном направлении на Западе произошел резкий перелом. На смену полифонии, представителями которой были И. С. Бах и его современники, появился уклон в сторону гомофонии в лице, главным образом, величайших симфонистов — Гайдна и Моцарта, создавших новую форму, совмещающую в себе элементы гармонии и контрапункта.
Бетховен унаследовал этот стиль, переняв его в основе, но оставаясь с самого начала своего творчества самим собою. Мягкие условные парики и напудренные волосы предшественников Бетховена сменились всклокоченной шевелюрой непокорного маэстро.
Творческий дар Бетховена проявился не столь рано, как у его предшественников, в особенности у Моцарта; восприняв от них современную их времени форму, которою скоро в совершенстве овладел, Бетховен сделался ее полным властелином; творчество Бетховена именно таково, что в нем в этом смысле больше исключений, чем следования традициям.
Наивысших вершин создания гений Бетховена достиг в своей симфонической и камерной музыке. Его вокально-инструментальные произведения я бы поставил на менее высокую ступень. Хотя Мессы Бетховена и заключают в себе изумительные красоты, но его оратория и даже опера не поднимаются выше творений в этой области Гайдна и Моцарта2.
Творческие замыслы Бетховена чрезвычайно ярки и сильны: он искал и находил новые пути, его девизом было стремление вперед.
Это подтверждается еще тем, что самые смелые по новизне и глубокие его творения, забегавшие далеко вперед, были написаны в последний период его жизни, когда глухота Бетховена прогрессировала параллельно с развитием его гения.
Хотя в его произведениях разных периодов встречаются сходные мысли, но вторичная редакция их всегда совершеннее, новее и свежее первой.
Примеры: Квартет G-dur, первая часть, и трио cis-moll'ного Квартета. Финал d-moll'ной фортепианной Сонаты ор. 31 и Scherzo Девятой симфонии. Тема финала Третьей симфонии использована три раза3.
Бетховен творил сравнительно медленно, но лихорадочно и мучительно, сочетая свои непосредственные гениальные мысли с разумом, согретым огнем непотухающего вдохновения. Он тщательно работал над модуляционным планом, блещущим у него изумительным богатством и свежестью, над своим тематическим материалом, нередко видоизменяя мелодические обороты до неузнаваемости ([см.] записные книжки Бетховена, изданные Ноттебомом4), подводя все детали к кульминационному моменту целого. Возможно, что подобный момент зарождался у композитора в самом начале, когда он задумывал свое новое произведение5.
Сфера творчества великого композитора обнимает эпоху, превышающую в несколько раз длительность его жизни. Он заглядывает в глубь XVI и XVII веков, когда процветал в Европе строгий контрапункт в лице представителей нидерландской и итальянской школ. В Мессах Бетховена встречаются перлы, имеющие общее с образцами творчества того времени6, причем я сомневаюсь, чтобы Бетховен имел возможность изучать произведения мастеров этого стиля7.
В фортепианных сонатах последнего периода можно усмотреть стиль И. С. Баха, который был известен Бетховену с юных лет («Wohltemperiertes Klavier») и которым он стал еще более увлекаться под конец жизни. Играя словами, он говаривал, что Баха следовало бы называть не Бахом (по-немецки — ручей), а океаном8.
Громадная заслуга Бетховена заключается в том, что он на своих произведениях сумел предсказать грядущих композиторов. Его влияние можно усмотреть в сочинениях Мендельсона, Шумана, Брамса и даже Шопена, Глинки и множества других9.
Считая Бетховена типичным воплощением германского гения, я восхищаюсь, с какою чуткостью он схватывал характер музыки чуждых ему народностей. Никто из германцев так верно не изобразил Востока, как он в пляске дервишей из «Афинских развалин».
В увертюре к «Королю Стефану» ярко выражен венгерский национальный колорит.
В фортепианных вариациях и струнных квартетах Бетховен пользовался русскими народными песнями, с великим мастерством и вкусом разработав их10.
Есть один эпизод — трио в scherzo Девятой симфонии, про который можно сказать, что он сочинен точно чистокровным русским композитором, до такой степени в нем чувствуется славянский элемент.
Упомянув о мастерстве творчества Бетховена в целом, я все-таки не могу обойти молчанием встречающиеся у него изредка некоторые резкие гармонические сочетания. Знаменитый жестко диссонирующий аккорд из семи нот в финале Девятой симфонии11 можно было бы смягчить, разложив его ка два аккорда — на уменьшенный септаккорд и минорный секстаккорд, взятые непосредственно один за другим, — первый на третью четверть такта, как это в оригинале, второй — на первую четверть следующего такта, согласно следующей схеме:
От этого изменения идея диссонанса нисколько не проиграет12.
В заключение выскажу свое убеждение, что ни один образован-и музыкант не может не преклоняться перед гением великого художника, перед мощью его творчества, перед красотами, настроением, глубиною и мастерством его созданий, не может не восхищаться смелостью, новизною и разнообразием его музыкальных мыслей, форм и технических приемов.
Да будет жить и светить имя гениального Бетховена еще многие и многие столетия.