Александр Майкапар. Мотив B-A-C-H

Опубликовано в журнале "Искусство", №16(376), 16-31 августа 2007 (И.С. Бах)

О «баховском числе» у нас уже шла речь. Теперь необходимо сказать о «баховском мотиве». Образуется он из звуков, соответствующих буквам фамилии BACH. Как это происходит?

Все знают, что ноты имеют названия. История их возникновения давняя, и не она нас в данном случае интересует. Скажем лишь, что в русском языке получили распространение названия нот до, ре, ми, фа и т.д., пришедшие из латинского языка (акростих одного латинского гимна). Но существует — и имеет не меньшее распространение - буквенная (по латинскому алфавиту) система. Согласно этой системе, у букв фамилии «Bach» есть музыкальное значение: В — си-бемоль, А - ля, С - до, Н - си.

Мотив B-A-C-H

Бах знал об этой музыкальной особенности своей фамилии и обыгрывал этот мотив. Три обстоятельства делают этот мотив чрезвычайно богатым потенциальными возможностями его разработки.

Первое - он состоит из двух пар мотивов, каждый из которых построен на самом тесном в европейской музыке интервале - так называемой малой секунде. Мотив из так расположенных (в нисходящем движении) и связанных звуков, очень часто встречающийся в музыке барокко, получил название «мотив вздоха».

Второе - в полном своем виде (четырехзвучном) «баховский мотив» разомкнут (завершается не на той же ноте, с которой начинается) и вместе с тем целен: он заканчивается почти на той же ноте, с которой начинается, - начало си-бемоль, окончание си-бекар. Но это «почти» имеет кардинальное значение: звуки различаются на такой же, самый тесный, интервал - малую секунду.

Есть еще третье обстоятельство, определяющее огромную значимость этого мотива, - его крестообразность: фигура креста получится, если соединить линиями его крайние звуки со средними. Бах написал довольно много подобных крестообразных мотивов (известны специальные исследования на эту тему), но его «фамильный» мотив по праву должен занять в перечне таких мотивов первое место.

Мистически роковой смысл приобретает этот мотив в последней (незавершенной) фуге «Искусства фуги». «Перо выпало из его руки, — пишет крупнейший современный музыковед и клавесинист Эрвин Бодки, - в тот самый момент, когда он ввел свою «фамильную» тему - впервые в незамаскированном виде, демонстрируя весь ее блеск и используя ее в качестве личной печати». Альберт Швейцер, крупнейший знаток баховского творчества, удивляется: «...странно, что он (Бах. - A.M.) ждал до последних своих дней, прежде чем приступил к сочинению фуги на столь интересную тему». Друг Баха И.Г Вальтер еще в 1732 г. писал в своем «Музыкально-энциклопедическом словаре»: «Говорят, род Бахов происходит из Венгрии, и все носители этой фамилии, насколько известно, причастны к музыке, что, быть может, проистекает оттого, что даже сами буквы Ь, а, с, h в последовательности своей мелодичны (обнаружил эту примечательность лейпцигский г-н Бах [то есть Иоганн Себастьян. - A.M.])».

Да, Бах знал об этой музыкальной особенности своей фамилии и использовал ее еще за десять лет до опубликования «Словаря» Вальтера: точно так же, как своим фамильным кодом (темой из 14 звуков) он «запирает» цикл партит, он «запечатывает» Английские сюиты (1722 года) жигой, которая в точке золотого сечения проводит мотив В-А-С-Н!

Этот мотив был известен современникам Баха. Вот забавная иллюстрация: «Он [И.П. Келльнер. - A.M.] был очень искусным исполнителем и большим мастером органной фуги. Он гордился тем, что слышал великого Генделя и Себ. Баха и был с ними знаком. О нем рассказывают такую историю: заметив, что в церковь вошел Бах, он заиграл на органе тему для фуги - В-А-С-Н - и провел ее в своей манере, то есть очень искусно». Это свидетельство заимствовано из «Историко-биографического словаря музыкантов» Э.Л. Гербера.

* * *

Людвиг ван Бетховен

Одним из первых, кто задумал использовать баховский фамильный мотив, был Бетховен. Его замысел остался неосуществленным. Сохранился, однако, нотный лист с наскоро записанной на нем темой, причем подписанной буквами - Бетховен намеревался написать на эту тему оркестровую увертюру. Примечательно, что на этом же листке записаны его мысли о Десятой симфонии (не сочиненной).
Обычно эту тему проводят в виде четырех ровных длительностей. Так это делал сам Бах. Бетховен вносит свое глубоко личное начало: он разрывает тему на две пары звуков и группирует их в остро пунктирном ритме, наделяя тему бунтарским характером. Поразительно, как всего лишь одним приемом Бетховену удается сразу же превратить баховскую тему в свою собственную, бетховенскую!

Эскиз увертюры «BACH» Бетховена:

Эскиз увертюры «BACH» Бетховена

* * *

Роберт Шуман

В 1845 г. Роберт Шуман написал цикл «Шесть больших фуг на имя BACH для органа». Это грандиозный музыкальный монумент Баху. «Над этим произведением, — писал Шуман нотоиздателю, — я трудился весь прошлый год, стремясь, чтобы оно хоть в чем-то было достойно великого имени, которое носит; думаю, что, быть может, этот труд намного переживет другие мои сочинения».

Шуман своими фугами создал собственный цикл «Искусство фуги», в котором полифонические приемы и высочайшие художественные достоинства музыки конгениальны баховским. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Шуман ни разу не использовал (преднамеренно?) тональность ре минор, в которой написан баховский цикл «Искусство фуги»: у Шумана большинство фуг в си-бемоль мажоре.

Шумановский цикл - первый в ряду монументальных органных (и не только органных) произведений на тему BACH Листа, Регера, Шостаковича...