Лариса Кириллина. «Бетховен. Жизнь и творчество» (интервью о книге)

Лариса Кириллина рассказывает о книге в интервью «Голосу России» (источник: http://rus.ruvr.ru/2010/03/04/5031666.html):

"Моя книга отличается тем, что здесь прослежена линия взаимоотношений Бетховена с его русскими знакомыми, ценителями, меценатами и вообще - с русской темой, - поясняет Лариса Кириллина. - Эта тема совершенно не надуманная. Потому что сам Бетховен назвал первым меценатом своей музы не кого-нибудь, а русского военного бригадира в Вене графа Ивана Броуна (его фамилия была ирландского происхождения). Броуну и его супруге Бетховен посвятил ряд сочинений, в том числе «Вариации на русскую тему». Далее. В подписном листе на первый опус Бетховена значится ряд знаменитых русских фамилий: Строганов, Трубецкой, Виельгорский, Разумовский. С князем Андреем Разумовским связана история создания так называемых «русских квартетов» Бетховена. Другой знаменитый меценат князь Николай Голицын заказал Бетховену три сочинения, он же организовал в Петербурге мировую премьеру «Торжественной мессы».

Можно вспомнить и русского императора Александра I, которому композитор посвятил три скрипичные сонаты, и его супругу Елизавету Алексеевну. Она встречалась с Бетховеном, и именно в ее честь в 1815 году композитор последний раз публично выступал как пианист. Тогда он уже не был в столь прекрасной как прежде пианистической форме, но не смог отказать русской императрице, которая была к нему исключительно внимательна. Наконец, все русские композиторы, начиная уже с Михаила Глинки и Александра Алябьева, тщательно изучали музыку Бетховена, считая его в чем-то предтечей, а в чем-то образцом для себя".

«Привитая советской эпохой идеологема «Бетховен - революционер» - вот то, с чем я пыталась в какой-то мере бороться», - добавляет автор. "На протяжении всего советского периода царствовала такая установка: Бетховен - выразитель идей Великой французской революции в музыке, Бетховен - демократ, «Шекспир масс», с этим мы и жили, - говорит Лариса Кириллина. - Но сознательно революционером, разрушителем правил и законов, Бетховен не был. Он был музыкантом немецкой выучки с основательной теоретической базой, который уважительно относился к ученым, читал трактаты и хорошо знал музыку прошлого. Другое дело, что само мышление его было чрезвычайно смелым, и оно проявлялось не обязательно только в произведениях бурно-патетического склада, но также в совершенно «мирных» сочинениях. Это было новаторство, заложенное в самой натуре композитора, причем осознанное и основанное не на каком-то пророческом экстазе, а на твердом понимании, чего художник хочет. И еще. Мы как-то забываем о том, что Бетховен творил в военную эпоху, - обращает внимание музыковед. - Потрясения, связанные с шествующими по улицам европейских столиц наполеоновскими армиями - с далекими канонадами и близкими выстрелами, - все это Бетховен пережил. Он пережил две оккупации Вены наполеоновскими войсками. То есть героический стиль Бетховена питался отнюдь не только полудетскими впечатлениями о Великой французской революции, которую он даже не видел. Этот стиль питался и его собственной личностью, и самой эпохой, которая нуждалась в великом, наступательном и сознающем свою новизну искусстве".

«Разрушать мифы - это непродуктивно, - считает Лариса Кириллина. - Надо понимать, почему возник миф в связи с данной личностью, как он развивался и какое оказывал воздействие». "Личность Бетховена просто провоцировала на мифотворчество, - продолжает исследователь. - Композитор жил на рубеже эпох, и культура этого времени нуждалась в героях. При жизни Бетховена сравнивали с Прометеем - это он мог прочитать о себе в газетах. И соответственно тому он, конечно, отчасти строил свою личность и свое искусство по самым высоким критериям. Поэтому и музыка для него - всегда божественна (это его любимый эпитет). А с другой стороны, он был всего лишь человеком - с непростым характером, с трудной судьбой, не всегда приятный в быту и часто резкий в общении. Мне кажется, главное тут найти баланс. Не замалчивать невыгодные прозаические стороны, но и не абсолютизировать их, то есть не пытаться свести гения до уровня обывателя".

По мысли Ларисы Кириллиной, современный взгляд на Бетховена несовместим «с пристрастием к броским и однозначным формулировкам», кому бы они ни принадлежали. «Надо понять, - уверяет исследователь, - что над «земной поверхностью» здесь возвышается колоссальное духовное здание: великая личность и великое искусство, которое до сих пор дорого миллионам людей».

Оглавление: (источник: http://www.mosconsv.ru/publications.aspx?p_pageAlias=Pub&pub_id=123102)

От автора 5
Список сокращений 6

Глава 1. Образ Бетховена в культуре XIX – ХХ веков и проблемы научной биографии 8
Бетховен в отечественном музыковедении 8
Жанры биографического повествования 11
Ранние биографии Бетховена 18
Зарубежная научная бетховенистика XIX века 24
Особенности российской бетховенистики 27
Бетховен и мифы Нового времени 31
Основные тенденции современной бетховенистики 37

Глава 2. Бетховен Bonnensis: истоки личности 46
Семья и учителя 52
Первая поездка в Вену 67
Друзья и покровители 70
Культурная жизнь Бонна 75
Бетховен и революция 87
Йозефинизм 90
Прощание с Бонном 100

Глава 3. «Второй Моцарт» или будущий Бетховен? Творчество 1780 – 1790-х годов 104
Первые сонаты 105
Камерные ансамбли 108
Концерты 115
Песни 118
Театральная музыка 121
Императорские кантаты 123
Вариации на тему Ригини 126

Глава 4. Учителя. Друзья. Соперники 130
Гайдн 133
Альбрехтсбергер 141
Сальери 152
Самообучение мастера 158
Салоны и меценаты 167
Покоритель сердец 173
Поединки на клавишах 177

Глава 5. Бетховен и XVIII век. Творчество 1793 – 1802 годов 186
Полемика с традицией: Первая симфония 189
Вторая симфония 197
Камерная музыка 206
Фортепианный стиль 209
Семантика тональностей 213
Локальная программность 215
Меланхолия 219
«Патетическая соната» 221
Соната «с траурным маршем» 228
Сонаты-фантазии 230
«Прочтите “Бурю” Шекспира» 236
Мажорные циклы 240
Галантность 244
Смешанные ансамбли 248
Квартеты ор. 18 252

Глава 6. Рождение героя 257
«Гейлигенштадтское завещание» 257
Духовные сочинения 273
Проблема Наполеона 282
Скрипичные сонаты 286
«Героическая симфония» 296

Глава 7. Штурм театрального Олимпа 343
«Творения Прометея» 344
Первые оперные замыслы 354
«Опера спасения» и традиции Моцарта 356
«Леонора»: история создания 359
Жозефина Дейм 372
От «Леоноры» к «Фиделио» 379
Неосуществленные оперные проекты 399
«Кориолан» 403
«Эгмонт» 408
Музыка к пьесам на случай 418

Глава 8. Высокая классика: концерты, симфонии, месса 427
Первый в империи 429
Ранние концерты 437
«Grand Concerto Concertant» 449
Четвертый фортепианный концерт 451
Новый путь? 458
Скрипичный концерт 462
Поэтика ампира: Пятый концерт 467
Академия 1808 года 477
Прекрасное как трудное 481
Четвертая симфония 484
Симфонический диптих: Пятая и Шестая 492
Месса C-dur 522