Полуподвальный этаж. Сцена для музыкальной визуализации







Сцена под историческими подвальными сводами дома «У Мавра» ("Im Mohren") это форум для экспериментальной визуальной интерпретации творчества Бетховена при помощи медиума «виртуального мира». Две избранные композиции Бетховена были инсценированы совершенно новым, своеобразным путем, на базе трехмерной компьютерной графики. Восемнадцать распределенных по залу громкоговорителей создают трехмерное звучание. На экране появляются абстрактные фигуры и формы, движущиеся в виртуальном пространстве (трехмерные стереоочки).

«ФИДЕЛИО 21 ВЕКА» (20 минут)

Музыка: Людвиг ван Бетховен, «Фиделио», сцены из 2-го акта (1814), записанные в исполнении музыкантов венской филармонии под руководством Леонарда Бернштейна (1978) и Рене Коло (Флорестан), Гундула Яновитц (Леонора), Ханс Сотин (Дон Пизарро), Манфред Юнгвирт (Рокко). «Фиделио, 21 века» является первой интерактивной инсценировкой классической оперы в трехмерном графическом и звуковом пространстве (трехмерная виртуальная реальность или виртуальная среда). Персонажи оперы создавались как абстрактные фигуры, состоящие из мелких частиц (системы частиц). Эти фигуры отображают течение музыки в танцевальных движениях, следуя при этом определенным музыкальным и драматургическим задачам. Помимо этого можно участвовать в инсценировке при помощи интерактивных устройств.

Действие: Выбранные для проекта сцены составляют сердцевину действия оперы Бетховена «Фиделио». Флорестан терпит поражение от своего противника Пизарро и оказывается в тюрьме (интродукция). Там он переживает видение, в котором ему является его жена Леонора в виде ангела (ария «На заре юности»). Пизарро, впущенный тюремщиком Рокко (Пфиффе), хочет заколоть Флорестана кинжалом. Фиделио (Леонора, переодетая мужчиной) бросается между ними, позволяет узнать себя, отводит в сторону кинжал Пизарро и спасает своего мужа Флорестана (квартет «Он должен умереть»). Они вместе празднуют спасение, освобождение, долгожданную встречу и отстранение Пизарро от власти (дуэт «О неизреченная радость»). Фигуры: Абстрактные оперные фигуры различаются по своей специфической форме и цвету. Они изменяются в зависимости от плотности и интенсивности музыкального накала.

Пизарро (белые бруски), Леонора (синяя стена или волна), Рокко (красно-белые двойные шары с щупальцами), Флорестан (бело-красная спираль). Тюрьма представляет собой бруски геометрической формы, расположенные в определенном порядке.

Интерактивные устройства: При помощи четырех интерактивных устройств, размещенных в пространстве сцены, можно во время представления перемещать фигуры и соответствующие им голоса в разные места сцены. Каждой фигуре соответствует свое интерактивное устройство, которое начинает светиться, когда приходит время его действия: Канаты - Флорестан (спиралевидная фигура) Шар - Рокко (шарообразная фигура) Колонна - Леонора/Фиделио (фигура в виде стены) Джойстик - Пизарро (фигура, составленная из блоков).

Ярким контрастом к опере «Фиделио 21 века» и интересным добавлением к ней является аудиовизуальное произведение «Престо 126/4», характеризующееся своим лирическим настроением. Исполняется багатель Бетховена для фортепьяно си-минор оп. 126 - 4 в записи с Паулем Коменом на молоточковом рояле Дома Бетховена. Четырехминутная цифровая инсценировка переводит элементы форм, силу звука и звуковые спектры в трехмерную картину, в управлении которой одновременно может участвовать интерактивно и зритель.