Религиозные взгляды

Бесспорные факты, касающиеся религиозных взглядов Бетховена, таковы: он родился и вырос в католической среде. Его дед и отец, так же, как и он сам служили при дворе архиепископа, являвшегося иерархом Римско-католической церкви. Перед смертью он принял причастие и был похоронен по расширенному католическому обряду, который включал отслуженный по нему Реквием.

Однако, роль религиозных взглядов Бетховена в его творчестве до сих пор является предметом разногласий среди исследователей.

Бетховену принадлежит множество произведений религиозного характера, среди которых «Месса до мажор» Op. 86 и «Торжественная месса» Op. 123. Известно, что в последние годы Бетховен называл «Торжественную мессу», написанную в соответствии со всеми требованиями католической мессы «вершинным произведением своей жизни».

Впрочем, на это можно возразить, что, скажем, балет «Творения Прометея» вряд ли свидетельствует о том, что Бетховен верил в греческий Пантеон. С другой стороны, в классицистской эстетике такие понятия, как Элизиум, Аполлон, Музы и т.п. использовались в качестве универсальных аллегорий и были совершенно лишены того религиозного смысла, который был присущ им изначально, поэтому практически не противоречили христианскому мировоззрению.

Beethoven's faith in God as experienced through art is an important theme in his conversation books, his belief that art is a force unto itself, and that infuse his search for redemption through and in music.

"God is closer to me than others of my art"

Существует популярная легенда о том, что, когда Бетховен уже лежал на смертном одре, друзьям пришлось убеждать его принять священника. А после того, как священник закончил обряд и покинул комнату, Бетховен воскликнул (цитируя императора Августа):

"Plaudite, amici, comedia finita est" (рукоплещите, друзья, комедия окончена)

Обсуждается, во-первых, имел ли место этот эпизод в действительности, и, во-вторых, что подразумевал Бетховен под комедией - свою жизнь или произведенный только что обряд.

Кроме того, существует мнение, что, в любом случае, неправильно видеть в этих словах сарказм или иронию, и что современное Бетховену понятие "комедии" не содержало той отрицательной коннотации, которую чувствует сегодняшний читатель. Литературная комедия была родом драмы, которая, в отличие от трагедии, заканчивалась торжеством героев - и ни к коем случае не была фарсом. Читать дальше →