Периодизация творчества

Творческий путь Бетховена принято разделять на ранний (до 1802 года), средний (1803-1814) и поздний (1815-1826) периоды. На раннем этапе в сочинениях Бетховена отчетливо чувствуется влияние его предшественников – Гайдна и Моцарта, однако с самых первых композиций он начал искать новые направления и выразительные средства для удовлетворения своих творческих притязаний. Ключевыми работами раннего периода считаются Первая и Вторая симфонии, шесть струнных квартетов (ор.18), два фортепианных концерта и первые двенадцать сонат, включая знаменитую Патетическую (ор.13).

Средний («героический») период творчества Бетховена ознаменовался переживаниями личного кризиса композитора, связанного с прогрессирующей глухотой. Для этого этапа характерны масштабные музыкальные полотна, полные экспрессии, борьбы и героизма. К среднему периоду относят шесть симфоний (с Третьей по Восьмую), последние три концерта для фортепиано, Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепьяно с оркестром, скрипичный концерт и пять струнных квартетов (с Седьмого по Одиннадцатый), несколько сонат для фортепьяно (включая Лунную, Аппассионату и Вальдштейн), Крейцерову сонату для скрипки и единственную оперу – Фиделио.

Поздний период творчества Бетховена принято отсчитывать с 1815-го года. К этому времени его произведения достигают глубочайшей личной экспрессии, их отличает особая сложность и новизна форм. Так, Четырнадцатый струнный квартет (ор.131) состоит из семи взаимосвязанных частей, а последняя часть Девятой симфонии отличается особой выразительностью и драматизмом благодаря партии хора. Также к позднему периоду относят Торжественную Мессу, последние пять струнных квартетов (включая Большую фугу) и последние пять фортепианных сонат. Читать дальше →