Opus 10: 3 сонаты для фортепиано

 

Opus 10 обычно определяется как поворотный или экспериментальный, в котором Бетховен начал отходить от своих прежних моделей.

Публикация ранних сочинений Бетховена обычно происходила уже после того, как они были многократно исполнены на публике. Часто знакомые композитора просто призывали его опубликовать полюбившиеся произведения (примером могут служить Трио Opus 1). Успех этих публикаций был практически обеспечен, особенно это касается сочинений для инструмента, на котором Бетховен был признанным виртуозом - фортепиано. Поэтому его первыми опубликованными сочинениями были не симфонии, оперы или струнные квартеты - жанры, ассоциировавшиеся с именами Гайдна и Моцарта - а, в основном, фортепианные сонаты или ансамбли с участием фортепиано. То, что его первые 10 фортепианных сонат, а также опубликованные позже две сонаты Opus 49, были созданы до того, как Бетховен взялся за симфонию или струнный квартет, убеждает в том, что фортепиано было для молодого композитора экспериментальной средой, подготовкой к освоению крупных симфонических форм.

Первая из трех сонат Opus 10 (C-moll, F-dur, и D-dur) была начата в 1795 г., третья завершена в 1798, в сентябре 1798 г. они были опубликованы венским издательством Eder. Издание содержит посвящение графине Anna Margarete von Browne, супруг которой, граф Johann von Browne, был одним из "покровителей" Бетховена. Графине также были посвящены Вариации WoO 76 и WoO 71. Критик того времени положительно оценил сонаты, отметив их "серьезный, мужественный стиль".

 

Опубликованные в 1798 году, три сонаты ор. 10 посвящены графине Броун, в доме которой Бетховен бывал и выступал как пианист; сочинялись эти сонаты, по-видимому, в период с середины 1796 года до середины 1798 года. Десятый опус примечателен как поисками лаконизма, так и дальнейшим выковыванием некоторых весьма ха­рактерных бетховенских интонаций.

(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)