Седьмая симфония

Жанр симфонии в творчестве Бетховена находился в по­стоянном развитии. Через четыре года после Пасторальной были созданы Седьмая и Восьмая симфонии (1812), в кото­рых бетховенский симфонизм раскрывается с новых сторон, благодаря усилению народно-национальных черт.

Слияние в этих симфониях героического и жанрового начал определяет возросшее значение песенных интонаций, тан­цевальной ритмики. Могучая простота демократического язы­ка Бетховена, с его энергией ритмов, рельефностью актив­ных интонаций, сочетается с тонкой разработкой мелодиче­ских, тембровых, гармонических деталей. В гармонии много­образие оттенков и контрастов, усиление красочности в боль­шой мере осуществляются средствами мажоро-минорных, разнообразных терцовых соотношений. В строении цикла — известное отступление от классических темповых контрастов (вместо медленной части — Allegretto).

Все это позволило Серову видеть в этих симфониях нача­ло позднего бетховенского стиля, хотя обе они не только по времени создания, но и по стилю — завершающие произве­дения центрального периода. В них осуществлен синтез прин­ципов бетховенского героического и лирико-жанрового сим­фонизма (что особенно ярко проявляется в Седьмой симфо­нии). Народность бетховенских образов выступает здесь в новом качестве, она ярче в своем национальном проявлении, хотя не теряет и обобщающей героической направленности.

Между симфониями 1812 года и предшествующей им Па­сторальной были изданы такие сочинения, как Пятый форте­пианный концерт, «Эгмонт», музыка к пьесе «Король Сте­фан». Непосредственно после Седьмой и Восьмой написана программная симфония «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории». Все эти произведения (при всем различии их ху­дожественного значения) так или иначе связаны с патриоти­ческими идеями того времени. Вместе с «Битвой при Виттории» Седьмая и Восьмая симфонии исполнялись в патриоти­ческих концертах в Вене в 1813 и 1814 годах в знак победы над Наполеоном.

Созданные в один год, объединенные общим активно ра­достным тонусом, Седьмая и 'Восьмая симфонии, однако, контрастируют между собой, дополняя друг друга.

Своеобразие Седьмой симфонии (A-dur, ор. 92), присущее ей равновесие героического и народно-жанрового начал вер­но определил Серов в словах «героическая идиллия»1. Не случайно в толкованиях симфонии сталкиваются различные точки зрения, подчеркивающие ту или иную сторону ее со­держания. «Рондо крестьян» — предлагает назвать I часть симфонии Берлиоз. Родственную программу предлагает и Вагнер, высказывая предположение, что Бетховен воплотил в Седьмой симфонии «Крестьянскую свадьбу»2. Такие опре­деления, конечно, ограничивают содержание симфонии, но верно отражают народный строй ее образов.

В противоположность «бытовой» трактовке Шёневольф высказывает новый взгляд на симфонию, подчеркивая в ней единство национально-патриотических и революционных идей. Он отмечает в Седьмой слияние «триумфального великолепия французской революционной музыки (особенно в финале! — Н. Н.) с интонациями классической немецкой симфонии»3. Концепция его убедительна в основных положениях, хотя в анализе сочинения автор допускает слишком прямые анало­гии с историческими событиями того времени. Вызывает воз­ражение и безоговорочное отнесение этой симфонии, к обла­сти героического симфонизма Бетховена, в то время как в ней сильно выражено и жанровое начало.

Единство героического и жанрового начал, столь чутко ус­лышанное в симфонии Серовым, определяет ее стилистиче­ские особенности. У Бетховена нет другой симфонии, которая отличалась бы таким обилием танцевальных тем, динамикой ритмов, как Седьмая. Каждая часть цикла пронизана своим характерным ритмом, единым ритмическим пульсом. «Апофе­оз танца», «оргия ритма» — пишут о Седьмой симфонии Ваг­нер и Роллан.

Тематизм симфонии, как и Пасторальной, отличается ши­роким использованием интонаций и ритмов народной музы­ки,- причем здесь в тесном единстве выступают австрийские, венгерские и славянские фольклорные элементы. Есть и под­линная народная тема: нижнерейнская народная песня, звучащая в трио скерцо.

Время создания Седьмой симфонии отмечено активной ра­ботой Бетховена в области народной песни (обработка шот­ландских, ирландских, уэльских песен, замысел сборника «Песни различных народов»). Начало второго десятилетия XIX века было временем, когда немецкое искусство, вдох­новленное национально-освободительным движением, дает первые «всходы» музыкального романтизма (творчество Гоф­мана, Вебера, Шуберта). У Бетховена обращение к нацио­нальному элементу не носило романтического характера (ин­тереса к старине, к легендарному прошлому), но имело те же исторические предпосылки: рост национального самосознания немецкого народа в борьбе с наполеоновским нашествием.

Развивая народные истоки венского классического симфо­низма, в частности традиции Гайдна, Бетховен претворяет национальные песенные и танцевальные темы в героическом плане. Характерна направленность развития образов симфо­нии — от жанрово-бытового аспекта к героическому. Напря­женной динамикой проникнута музыка I части, скерцо.

С особенной яркостью героическое начало выражено в фина­ле, где ощутима связь с музыкой французской революции, массовыми героическими жанрами и где введены ритмы вен­герских танцев, придающие музыке мужественно-горделивый характер. Героическое освещение получают и некоторые па­сторальные образы симфонии. Например, народная тема трио в скерцо только вначале звучит пасторально, а затем выра­стает в могучий величественный гимн. Подобных примеров героического перевоплощения жанровых тем в симфонии много.

Цикл построен по принципу нарастания напряжения от начала к концу. Преобладающий характер частей — выраже­ние могучей радости, победоносной праздничности — драма­тически оттеняется скорбной лирикой Allegretto.

Каждая часть цикла обладает ярко индивидуальным обликом, отражающим специфику жанра Седьмой симфонии.

Начало (Росо sostenuto) — самое углубленное и развер­нутое из симфонических вступлений Бетховена — сразу же отличает это сочинение от народно-жанровой симфонии гайд-новского типа многогранностью содержания и масштаб­ностью форм. Здесь соединились мелодическая широта (за­пев гобоя) и маршевая упругость ритма (вторая тема в C-dur). Тембровые контрасты, перекличка духовых инстру­ментов, поочередно вступающих с широкой мелодической фразой, создают впечатление пространственности. Овеянное светлым чувством природы, глубоко сосредоточенное по мыс­ли, вступление замечательно оттеняет народно-танцевальный тематизм последующего Vivace.

Главная партия Vivace ярко народна. В свое время Бет­ховена упрекали за «простонародный» характер этой музы­ки, якобы неподходящей для высокого жанра симфонии4.

Бетховен развивает здесь тип главной партии, присущий Лондонским симфониям Гайдна, с их танцевальным ритмом, размером g. Народно-жанровый колорит усугубляется инстру­ментовкой: тембр флейты и гобоя в первом проведении темы вносит черты пасторальности. О «пасторально-наивном» рисунке мелодии пишет и Чайковский, связывая ее с «сельской картиной».

Но от гайдновских эту главную партию отличает героиче­ское перевоплощение при повторном проведении ее всем ор­кестром с участием труб и валторн на фоне гулких (таких бетховенских!) ударов литавр. Руссоистская идиллия «сво­бодного» человека на свободной земле приобретает бетховенские революционные краски.

Принцип диалектического единства, столь ярко выражен­ный в бетховенской сонатности и получивший сконцентриро­ванное выражение в Пятой симфонии, по-новому воплощен в сонатном allegro Седьмой симфонии — апофеозе радости, где нет драматических конфликтов. Акцент здесь не на выяв­лении единства в контрастах, а на многообразии в единстве. Основой же единства, как и в Пятой симфонии, является ритм. Поразительной силой бетховенского разви­тия, создающего бесконечные видоизменения темы на основе разработки единой ритмической фигуры, одинаково восхи­щены и Берлиоз5 и Чайковский6.

Воплощая активность, радостный подъем, присущий об­разам Седьмой симфонии, лейтритм сонатного allegro объединяет главную, побочную и заключительную партии, пронизывает всю экспозицию, разработку и репризу.

Побочная партия, развивающая народно-танцевальные черты главной темы, ярко выделена в тональном отношении. Она модулирует из cis-moll в as-moll и наконец, в кульми­национный момент вместе с триумфальным взлетом мелодии приходит к доминантовой тональности E-dur. Эти гармониче­ские сдвиги внутри побочной партии составляют яркие конт­расты в экспозиции, выявляют многообразие ее красок, ди­намику.

В конце экспозиции основной мотив Vivace приобретает фанфарную структуру. Эта линия продолжена разработкой, развивающейся в героическом аспекте; в ней ярко выражено лерерастание жанрового в героическое. Мелодические инто­нации упрощаются, преобладают гаммообразные и трезвуч­ные ходы- Главным выразительным средством становится пунктированная ритмика, нередко оттесняющая другие эле­менты тематизма.

Совмещение принципов героического и жанрового симфо­низма проявляется в ряде особенностей разработки. С одной стороны, проступает связь с типом разработочного развития Пятой симфонии (при всем различии образного содержания этих произведений): построение разработки на едином крат­ком мотиве, пронизанность ее лейтритмом. Стремительность полифонического движения голосов (см. канонические гаммо-образные ходы в начале разработки) в контрасте с подчерк­нуто гомофонными моментами (пульсация простых, «обна­женных» аккордов у духовых инструментов) позволяет вспо­мнить о героическом скерцо Девятой симфонии.

Вместе с тем, и это связано с другой стороной содержа­ния Седьмой симфонии, мотивное развитие заключает в себе черты колористической вариантности, типичной для Шестой Симфонии. Главный мотив носит то героический, то смягчен­ный, пасторальный характер, приближаясь к первоначально­му звучанию (второй раздел разработки — F-dur — g-moll, рр). Большую роль здесь играет ладотональная «переокрас­ка» мотива, терцовые сопоставления (С—Е в начале разра­ботки), прием энгармонической модуляции (см. 'модуляцию из E-dur в F-dur через аккорд VI низкой ступени в тактах 218—222).

В динамично подготовленной репризе главная партия уже не возвращается к своему пасторальному облику; здесь ут­верждается ее активный характер. Но в отличие от героиче­ских симфоний эта реприза не имеет глубоких внутренних преобразований.

Примечательна кода I части: секвентное проведение ос­новного мотива главной партии в разных регистрах и тем­брах образует ряд терцовых гармонических, сопоставлений (As-dur — C-dur; F-dur — A-dur), завершающихся ходом вал­торн и рождающих ассоциации живописно-пейзажные (эхо, лесная перекличка рогов):

attachment79

Бетховен писал эту симфонию в Теплице, и в некоторых ее эпизодах (например, в начале вступления с «запевом» го­боя) отразились впечатления композитора от чешских лесов. В завершающем разделе коды колористические моменты усту­пают место ритмическому движению — упорному нарастанию на basso ostinato, образующему терпкие диссонансы с мелодией (большая нона). Этот прием будет усилен в коде финала, где двадцать один раз повторяется остинатный мо­тив, упрямо сталкивающий звуки dis и d. Динамическая роль органных пунктов очень велика в симфонии: наряду с остинатными ритмами это ее отличительное стилистическое качество-Allegretto a-moll выделяется среди других частей симфо­нии скорбным настроением. В остинатности маршевого ритма проявляются черты траурного шествия. Существенное разли­чие этой музыки с Траурным маршем Третьей симфонии (с которым ее многое связывает) заключено в опоре на быто­вые жанры — песню и лирически претворенную марше-вость. Этими «по-шубертовски» простыми лирическими сред­ствами выражена трагическая глубина переживаний и их раз­витие7.

Принципы песенности проявляются в интонационном строе тем и в особенностях формы: крайние разделы сложной трех-частной формы представляют собой контрапунктические ва­риации на две темы. Первая тема маршеобразного склада — основа остинатного ритма Allegretto; вторая, песенная, впер­вые появляется как контрапункт в средних голосах (у аль­тов и виолончелей). В процессе развития эта тема приобре­тает ведущее значение, выдвигается на первый план.

Общая композиция Allegretto имеет сходство с Траурным маршем из Третьей симфонии. В основе ее лежит контраст минорных разделов (a-moll — вариации на две темы) и сред­него раздела в A-dur, просветленный характер которого не­сколько напоминает трио из Траурного марша. Внутренняя на­пряженность драматургии Allegretto определяется драмати­ческим взаимодействием контрастных образов, динамикой их развития. Отметим в этой связи сквозное развитие остинатно­го маршевого ритма (он сохраняется даже в мажорном трио, образуя контраст с лирической светлой мелодией) .и дина­мичность полифонически разработанной репризы. Как и в Траурном марше Третьей симфонии, реприза включает в се­бя разработку — фугато, приводящее к трагической кульми­нации всей части.

В гармонии и оркестровке имеется много характерных де­талей, которые предвосхищают музыкальный язык романти­ков, в частности Шуберта. Таковы контрасты мажора и ми­нора в главной теме, «шубертовские» мажоро-минорные обо­роты (данные, правда, в иной функциональной связи):

attachment81

Обращает на себя внимание начало и завершение части тоническим квартсекстаккордом8; выразительны щемящие секунды в завершающей фразе. (восходящий ход в мелодиче­ском миноре).

В оркестровке выделяются чистые, не смешанные темб­ры — противопоставление групп духовых и струнных инстру­ментов. Особенно примечательно заключение — поочередная смена тембров (деревянные инструменты, затем валторны и, наконец, струнные).

Динамика цикла Седьмой симфонии подчеркивается конт­растами частей.

Скорбное Allegretto сменяется стремительной, радостной музыкой скерцо (Presto). ..Сразу же с затакта вступает весь оркестр — с литаврами, с валторнами и трубами. Яркость этого скерцо заключается в особом ритмическом импульсе: стремительные затакты, форшлаги и т. д. В целом скерцо — развитие народных образов предшествующих симфоний Бет­ховена. Жанровым первоистоком этой музыки является тот же австрийский лендлер, который послужил основой для менуэ­тов Гайдна, для скерцо Пасторальной симфонии Бетховена. Но здесь он дан в новом, динамическом претворении. Могу­чая темпераментность народного танца (именно таким его воплощает Бетховен) сочетается с причудливостью контрас­тов, подчеркнутых смелостью гармонических и тембровых сопоставлений, яркостью интонационных изменений (это осо­бенно ощутимо в середине первого раздела, такты 25—60). В такой заостренности языка намечаются новые черты скерцозности, ведущие к поздним бетховенским скерцо (в сона­тах и квартетах).

Народная тема в дважды повторенном трио звучит как наигрыш гигантской волынки.. Это достигается оригиналь­ностью фактуры и инструментовки. Упорно повторяющийся простой мотив (Т—D) у духовых инструментов слышен на фоне длительного органного пункта (верхняя квинта лада) у скрипок. Подобную меткость бытовой зарисовки у Бетхове­на можно встретить разве что в жанровых эпизодах поздних квартетов (см. лендлер в скерцо квартета ор. 132). Но в скерцо Седьмой симфонии сказались особенности бетховенского стиля центрального периода — проникновение в жанровое героического. Реприза народной темы в трио звучит как ве­личественный гимн (tutti на фоне тремоло литавр); жанрово-характерное уступает здесь место обобщенно-героическому началу, что предвосхищает финал.

Направленность развития народных образов симфонии в сторону утверждения героического приведена к итоговому завершению в финале — кульминации всего цикла. В литера­туре о Бетховене финал Седьмой симфонии часто фигурирует как воплощение «празднества Вакха», безудержного стихий­ного ликования. Вагнер называет его «дионисийским праздни­ком»9, а Роллан сравнивает с «буйной кермессой» — народ­ным ярмарочным гулянием во Фландрии, отмечая, что «нигде нет больше смелости и свободной мощи, чем в Седьмой сим­фонии»10.

Действительно, в этой музыке господствует образ стреми­тельного кружения, хоровода, могучей, пьянящей радости жизни. В сонатной форме очень ощутим принцип рефрен-ности (частые возвращения к начальной теме главной пар­тии, в развитии — показ ее большими отрезками). Однако это лишь одна сторона содержания финала. Другая заклю­чена в героико-революционном пафосе праздничности. Не случайно здесь после Пятой симфонии появились интонации и ритмы, близкие музыке французской революции, как выра­жение героико-патриотической идеи. Шёневольф указывает, например, на общность с музыкой Госсека («Триумф респуб­лики») могучих аккордовых звучаний с характерной пункти­рованной ритмикой:

attachment83

Колоссальная темпераментность ритмов, то стремительно несущихся (движение шестнадцатыми), то горделиво-упругих (пунктир), сочетается с плакатной рельефностью призывных героических интонаций, особенно ярко выраженных во вто­рой теме главной партии (такты 24—28). Итоговое значение этого героического образа — марша — подчеркнуто кодой.

«Поразительно мощный финал симфонии — воинствен­ный, даже до некоторой грубости звука. Смелость, решительность, энергия, быстрота, огромная масса народа...»11 — пи­шет Серов. В его словах много общего со стасовской харак­теристикой финала Героической симфонии. Подобно послед­нему эта музыка воплощает триумфальную картину многоли­кого массового празднества. В стремительном потоке танцевального и маршевого движения выделяется «венгерских», эпизод — побочная партия в духе чардаша, с темперамент­ными острыми ритмами, внезапными модуляциями, сменами минора и мажора (eis-moll — D-dur).

Интересно указание Беккера на другой национальный ис­ток в этом финале — на украинские элементы в главной пар­тии. Действительно, моментами в нее вкрапливается ритм гопака:

attachment85

Предположение Беккера не лишено основания. Бетховену были известны образцы украинской музыки: среди его «Пе­сен различных народов» мы встречаем обработку украинской песни «Ехал казак за Дунаем».

При всем богатстве деталей, яркости контрастов — ритми­ческих, тональных, мелодических — финал отличают порази­тельное, чисто бетховенское единство, целенаправленность развития, пронизанность «руководящей идеей», воплощенной в главной партии, которая объединяет в себе образы могу­чего кругового движения — танца и марша.

  • 1. «Она... представляет картины из жизни народа воинственного, но вместе и близкого к первобытной, пастушеской идиллической жизни. (Элемент «героической идиллии» во многих местах первой части этой сим­фонии так явствен, что это и подало повод толкователям найти сельскую свадьбу (!) или — вторичную пасторальную симфонию.)» А. Н. Серов. Избранные статьи, т. I, стр. 579.
  • 2. См. юношескую новеллу Вагнера «Счастливый вечер» («Ein gluck-licher Abend»). R. Wagner. Samtliche Schriften und Dichtungen. Bd. I. Funfte Auflage. Leipzig, S. 142.
  • 3. K. S с h o n е w о l f, т. I, стр. 613.
  • 4. «Мне доводилось слышать, как осмеивали первую тему за ее дере­венскую наивность»,—- свидетельствует Берлиоз, выступая против подоб­ной критики (Г. Б ер л и о з. Избранные статьи, стр. 189).
  • 5. «Никогда еще так удачно не применялась постоянная ритмическая формула! В этом Allegro так необычайно проницательно раскрыты гран­диозные возможности развития одной и той же мысли...» (Г. Берлиоз. Избранные статьи, стр. 190).
  • 6. «Модуляции, видоизменения темы, поразительно новые и смелые гар­монические эффекты с возрастающим интересом сменяют друг друга,— а оснозной ритм первенствующей мысли остается неизменным. Нельзя передать словами, до чего это бесконечное разнообразие в един­стве изумительно» (П. И. Чайковский. Музыкально-критические статьи; стр. 209).
  • 7. «...Эта-то простота основной мысли (имеется в виду первая тема.— Н. Н.) сообщает второй части симфонии ту неотразимую прелесть, благо­даря которой она приобрела свою обширную популярность»,— отмечает Чайковский (см.: П. И. Чайковский. Музыкально-критические статьи, стр. 209—210).
  • 8. Хотя основной тон тоники и появляется на мгновение в конце, впечат­ление незавершенности, создаваемое длящимся квартсекстаккордом остается.
  • 9. Такой замысел фигурирует у Бетховена среди вариантов финала Де­вятой симфонии, отсюда, может быть, и сходство коды финала Девятой с финалом Седьмой.
  • 10. Р. Р о л л а н. Жизнь Бетховена, стр. 53.
  • 11. А. Н. С е р о в. Избранные статьи, т. I, стр. 580.