Второй этап проекта "Чистая классика – молодым талантам Донбасса": целительная миссия

Наталья Савинова: «Нашу работу в ДНР и ЛНР можно сравнить с работой врачей»
Уже ставший устойчивым брендом музыкальный проект «Чистая классика», последний год практически на регулярной основе работает на новых территориях (в ДНР и ЛНР). И только что завершилась его вторая фаза: первоклассный ансамбль музыкантов под предводительством идеолога проекта пианиста Виктора Ямпольского объездил с концертами и мастер-классами девять городов. Каждый из участников-ансамблистов делится своими впечатлениями, пожеланиями и перспективами к дальнейшему культурному сотрудничеству.
…Когда берешь книгу отзывов, – те записи, которые оставляли ученики и педагоги в музшколах Брянки, Алчевска, Краснодона, многих других городов Новороссии, – бросаются в глаза теплые отзывы после мастер-классов по вокалу и виолончели, проведенные суперпрофессионалом – певицей и виолончелистом Натальей Савиновой.
– Наталья, сколь высока значимость вашего проекта по новым территориям?
– Мне кажется, что проект «Чистая классика» вообще выходит за рамки каких бы то ни было политических и социальных аспектов. Наши поездки по новым территориям закладывают фундамент для нашего будущего – для будущего планеты, наших детей, детей наших детей. В мировом смысле. Все наши поездки посвящены молодому поколению: чтобы люди оставались людьми, несмотря ни на что. И это выходит и за рамки настоящего, и за рамки локального…
– Вне географии, вне времени.
– Верно. Аудитория, конечно, разная – всех возрастов (школьная и студенческая), но все эти ребята – это наше будущее. Не только нашей страны, но и планеты Земля. Есть, конечно, свои особенности. Мы же не только концерты давали, но и мастер-классы. И я, например, наблюдала примерно половину детей в музшколах, которые, скажем деликатно, слишком тихие. Они нуждались в психологической поддержке. Особенно в вокале это очень наглядно. Когда ребенок не только не может громко петь, но и говорит он тихо.
– То есть детки придавлены этим прессом социальных потрясений…
– Конечно. Десять лет войны не прошли даром. И чувство удовлетворения от своей работы, которое возникало у нас по возвращении в Москву, оно больше, чем после каких-то других поездок. Потому что, помимо музыкальной составляющей, есть еще психологическая составляющая.
– Психотерапевтическая…
– Конечно. Поначалу для меня это было новым опытом, а потом я начала понимать. И спрашивала детей или педагогов – «а в семье у ребенка как?». И эта психологическая неоткрытость ребенка всегда совпадала с тем, что у него неполная семья. Кто-то из родных погиб в ходе боевых действий. Да и после концертов неоднократно к нам подходили люди и признавались, что они потеряли родственников, говорили – «спасибо вам большое, вы просто излечиваете мою душу сегодня». Очень долго потом эти признания вспоминаешь. И это дает силы для дальнейших планов.
– И, по опыту предыдущих поездок в ДНР и ЛНР, несколько слов я хотел бы услышать о музыкальных работниках – о педагогах в местных музшколах, которые в таких, зачастую, нечеловеческих обстоятельствах сохранили эту чистоту служения высшим целям…
– Местные педагоги – это особая статья; они и так-то всегда являются психотерапевтами, но на новых территориях – это особенно чувствуется. И эта любовь, которая исходит от учителей, – это та вещь, которая во всем мире уходит, исчезает. И из наших столиц, в том числе. Часто идет просто зарабатывание денег. А там… как будто я окунулась в детство, когда училась в своей родной музыкальной школе им. Гнесиных. И меня любили не только те педагоги, которые непосредственно преподавали мастерство, но и те, которые просто шли по коридору. Чувствовала эту эмпатию от всех, эту любовь. Так вот, на новых территориях, в тех городах, в которых мы были, педагоги очень отличаются от столичных тем, что они просто любят детей и это дорогого стоит.
– Мне кажется, что культурному руководству новых регионов надо учитывать и такой нюанс, исходя из принятой в Советском Союзе трехступенчатой системы музыкального образования, – в каких именно консерваториях и академиях эти детки из малых городов ДНР и ЛНР продолжат свое обучение…
– Да, это важный момент. В советские времена они могли поехать в ту же Одессу, которая всегда славилась серьезным музыкальным образованием, сегодня эти связи порушены, и выбора у детей меньше. Конечно, есть прекрасные консерватории и академии в Донецке, Луганске, Краснодаре. Но у родителей далеко не всегда есть материальная возможность отправлять детей на обучение в другие города. Но, еще раз повторяю, уровень педагогов в обычных музыкальных школах меня, в хорошем смысле, поразил. Он очень высокий. Полнейшее отсутствие снобизма. Я по всему миру ездила с концертами и мастер-классами, мне есть с чем сравнивать. Снобизм всегда присутствовал везде в той или иной мере. А тут – открытые сердца… безо всякой фальши.
– Никаких социальных масок, ничего лишнего. Только служение.
– Да, они напоены любовью к детям, открыты к контактам, ко всему новому. И полны глубокого внутреннего достоинства. А эта любовь дает основу, чтобы детки и в дальнейшем развивались в своих профессиях. Там только такие люди – открытые. Есть очень важный аспект нашего проекта в ДНР и ЛНР: поездок было несколько к одним и тем же людям – педагогам, ученикам, студентам. И когда я приезжала второй раз, меня по обе рученьки хватали и говорили, что «мы вас так ждали, ученики подготовили специальную программу для мастер-классов». Дети привыкают, настраиваются, очень стараются; ты, как профессионал, их видишь в развитии и большее можешь им дать. А не так, что видишь их первый-последний раз. Наш проект – это процесс. Когда за раз за разом, кирпичик за кирпичиком строишь это образовательное здание…
– Вот это самое важное – сделать этот проект регулярным.
– Так в этом и есть уникальность нашего проекта: мы деликатно внедряемся в эту среду, не ломая того прекрасного, что там есть. Это ручная деликатная работа по излечению души. Здесь грубо действовать нельзя. Тамошние педагоги опираются на советскую образовательную школу, они не растеряли в себе то, что, часто, потеряно в людях в Москве или Санкт-Петербурге. Провинция – это не всегда хуже по уровню. Вообще наш проект можно сравнить с миссией врачей. Исцеляем. Даже врачи ходят на концерты классической музыки, чтобы душу привести в равновесие. И я много таких знаю. Так и здесь, в ДНР и ЛНР: излечение души. Именно так я ощущаю свою миссию на Земле, в этой жизни. Целительная.
Я.С.