Увертюра к опере «Макбет», B 454

фрагмент:1

После провала «Леоноры», Бетховен собирался написать оперу на сюжет «Макбета», за либретто взялся Генрих Йозеф фон Коллин. Сохранилось 7 страниц черновиков (около 350 тактов).2

Однако, написание либретто продвигалось очень медленно и наконец прекратилось совсем, по мнению Коллина действие становилось слишком мрачным. Со смерью Коллина в 1811 г. проект был окончательно закрыт.

Фортепианное трио D-dur, opus 70, №1, было написано в 1809. Его минорная медленная часть, Largo assai ed espressive, наполнена хроматизмами и тремоло, которые Карл Черни ассоциировал со сценой из Шекспира, в которой Гамлет встречает дух своего отца. Однако, эта музыка относится совсем не к Гамлету, а к «Макбету», музыкальные идеи которого нашли воплощение в медленной части Трио.

 

Из сохранившихся черновиков голландский музыковед Albert Willem Holsbergen в 1999-2001 годах попытался собрать полноценную партитуру. Результат этой работы - гипотетическая увертюра к опере "Макбет", была впервые исполнена 20-22 сентября 2001 года Национальным симфоническим оркестром (США, Вашингтон) под управлением Леонарда Слаткина (Beethoven's 'Macbeth' Bubbles to the Surface)

 

  • 1. http://www.ineditacd.com/asp/dett_ldw2.asp
  • 2. Source material for the Macbeth overture can be found in the following:

    1. The Petter Sketchbook (in the Beethoven House in Bonn). It is one leaf of sketches that bears the inscription "overture Macbeths fallt gleich in den Chor der Hexen ein."
    2. The Pastoral Symphony Sketchbook (in the British Library in London). This consists of 5 leaves of sketches.
    3. The Landsberg Sketchbook (in Berlin). This leaf relates to the overture, providing direction for dramatic action and the scope and the character of the overture.