Michael Lorenz. "Разоблаченная Элиза". Короткая карьера Элизабет Рёкель в качестве бетховенской "Элизы"

Краткое содержание статьи. Полный текст на немецком языке: http://homepage.univie.ac.at/michael.lorenz/beethovens_elise/

В июне 2009-го года немецкий журнал Der Spiegel опубликовал заметку о том, что музыковед Клаус Мартин Копитц нашел исторические доказательства относительно личности загадочной Элизы, которой Бетховен посвятил одно из своих самых известных произведений малой формы, WoO 59 "Für Elise". По мнению Копитца, этой женщиной была Элизабет Рёкель, в 1813-м году ставшая женой друга Бетховена, композитора и пианиста Иоганна Непомука Гуммеля. Ее полное имя было Мария Ева Элизе, но, как утверждает Копитц, в крестильной книге 1814-го года имеется запись о рождении первенца у Иоганна Гуммеля и его жены, «именующей себя Элизе». Известно, что в прошлом фрау Рёкель имела близкие отношения с Бетховеном; так, у Шиндлера можно найти упоминание о том, что Бетховен однажды делал ей предложение – поэтому версия Копитца может показаться читателю вполне убедительной.

Однако, все не так просто. Более пристальное изучение архивных документов, проигнорированных или неизвестных Копитцу, вынуждает сделать вывод, что его гипотеза, основанная на одном документальном свидетельстве, не выдерживает критики. Фрау Гуммель не присутствовала на крестинах сына, и запись о ее имени была сделана церковным служащим. Нет ни одного документа, который бы эта женщина подписала именем «Элизе»: как правило, она подписывалась «Бетти» или «Мария Ева Гуммель». Что касается имени Элизе, то его в семье Рёкель носила мать будущей фрау Гуммель, а также ее младшая сестра Ева Элизабет (которая, как ни странно, тоже нередко подписывалась именем Мария).

Произведение «К Элизе» впервые было опубликовано музыкальным издателем Людвигом Нолем в 1867-м году с разрешения обладателя автографа, Бабетт Бредль из Мюнхена, которая, по ее утверждению, получила рукопись в подарок от подруги Бетховена Терезы фон Дроссдик, урожденной Мальфатти фон Роренбах цу Децца (1792-1851). Копитц в своем исследовании не дает объяснения, каким образом рукопись, подаренная Бетховеном Элизабет Рёкель, неожиданно обнаружилась в Мюнхене.

Первое предположение о том, что знаменитая «К Элизе» на самом деле была посвящена Терезе Мальфатти, в 1925-м году высказал Макс Унгер Известно, что в 1810-м году Бетховен делал предложение Мальфатти, однако она вышла замуж за барона фон Дроссдика. Согласно завещанию, она передала музыкальный инструмент и все партитуры своему другу, композитору и пианисту Йозефу Рудольфу Шахнеру (1816-1896), который позже переехал в Мюнхен; вероятно, в числе прочих нот была и рукопись, составленная Бетховеном. Возникает резонный вопрос – каким образом автограф перешел от Шахнера к Бабетте Бредль? Ответ дают ранее нигде не опубликованные документы Баварского Государственного Архива, которые однозначно свидетельствуют о том, что Бабетт Бредль (1792-1880) была родной матерью Йозефа Рудольфа Шахнера, хотя и не состояла в законном браке с его отцом.

Поскольку Йозеф Рудольф был единственным наследником Бабетт Бредль, вероятно, что после ее смерти рукопись вернулась к нему. Таким образом, автограф Бетховена следовало бы искать в личных архивах Шахнера, однако их местонахождение в данный момент остается неизвестным.