24 вариации на тему ариетты "Venni Amore" Ригини (Vincenzio Righini), Ре мажор, WoO 65

Михаил Плетнёв, фортепиано

Всего Бетховен написал около семидесяти циклов вариаций. В большей части ранних циклов используются чужие темы, и они не имеют номера опуса, поскольку Бетховен не считал эти сочинения значительными и важными. Считалось, что издание 1802 года (Traeg), напечатанное в Вене, является сильно переработанной версией сочинения 1791 года. Однако, позднейшее исследование издания 1791 года (Schott в Майнце, а не Gotz в Мангейме) показало, что изменения были очень незначительными. Это первая публикация Бетховена после 1784 года, и она завершает его ранний творческий период - до отъезда в Вену в ноябре 1792. Посвящение графине Maria Anna Hortensia von Hatzfeld добавляет еще одно имя в список аристократических контактов Бетховена в Бонне.

Vincenzo Maria Righini (1756-1812) был капельмейстером при княжеском дворе в Майнце в начале 1790-х. Во время своего путешествия в Майнц, Бетховен получил возможность послушать Штеркеля (Abbe Sterkel), одного из наиболее известных пианистов Европы, выступавшего при дворе. Штеркель, который знал опубликованные ранее вариации Бетховена на тему ариетты Ригини, считал их настолько трудными для исполнения, что выразил сомнение в том, что автор сам сможет их исполнить. Бетховен принял вызов, сел за клавиатуру и исполнил всё сочинение по памяти (Штеркель на смог найти ноты), добавив несколько новых импровизированных вариаций. Черни пишет, что во время своей первой поездки в Вену, Бетховен часто использовал эти вариации для того, чтобы продемонстрировать себя, как пианиста.

Вариации выдержаны в классическом "декоративном" стиле и сохраняют гармоническую схему темы. Они не содержат ни гармонического варьирования (harmonic relationships), как позднейшие Вариации F-dur Op. 34, ни мультиплицирования исходного материала (multiplicity of material to be varied), как Вариации Es-dur Op. 35. Однако, они демонстрируют виртуозность и владение композиторской техникой, беспрецедентные в ранних сочинениях Бетховена.

Righini's theme is in two parts, the second of which is repeated. "Empty spaces," especially in the second part, leave plenty of room for elaboration. Beethoven begins to fill these spaces in his first variation, while accenting the leaps in the second. In both cases, he chooses to repeat the first half of the theme. The hand crossings necessary in the third variation, with left-hand scales that travel far above the treble clef, represent what was one of the more entertaining, and virtuosic, elements in the pianist's arsenal. Trills fill Righini's spaces in the next variation, as Beethoven moves the theme, and trills, from one hand to the other. A suggestion of Beethoven's mature works appears in Variation No. 6, in which double notes trace the overall descent of the theme while preserving the original harmonic characteristics. Beethoven's legato thinking takes precedence in the eighth variation, while sheer pianistic technique takes center stage in the chromatic thirds of the ninth. Beethoven alternates sparse and dense textures in Nos. 10-13, the rapidly moving right-hand octaves in No. 13 again highlighting the composer's keyboard technique. The fourteenth variation is unusual in that it splits each part of the theme in half, the first half in 2/4 meter at an Allegretto tempo, the second in 6/8 and Adagio. Allusions to the melody are all that survive in the sixteenth variation, notable for its syncopated bass line. The last two variations demonstrate a virtuosity and deep understanding of the theme that anticipate Beethoven's later works.