Вокальная лирика

Вокальная лирика занимает в творческом наследии Бетховена гораздо менее заметное место, чем крупные инструментальные и вокально-драматические жанры (Бетховен создал около 80 песен, 20 канонов, ряд арий и ансамблей). Песенная миниатюра мало соответствовала философским монументальным тенденциям бётховенского искусства, его героическим сюжетам. И все же к песен­ному жанру Бетховен обращался на протяжении почти всего твор­ческого пути. Именно в творчестве Бетховена немецкая песня впервые заметно поднялась над уровнем бытового искусства и ста­ла выразительницей разнообразных и сложных идей и чувств. Не только лирические образы, но и философские темы, гражданствен­ные мотивы, сатира, юмор нашли свое отражение в вокальной ли­рике Бетховена.

К наиболее выдающимся достижениям Бетховена в этой облас­ти относятся философско-лирические песни на тексты Геллерта (1803), отличающиеся строгостью и сосредоточенным настроением. Еще более высокой ступенью явились песни на тексты Гёте, кото­рые создавались в период увлечения национальными художествен­ными традициями (1808—1810). Именно в этих песнях определи­лись характерные черты вокального камерного стиля XIX века (глубокие связи между поэтической и музыкальной речью, разви­тое фортепианное сопровождение). Несколько лет спустя Бетховен создал первый песенный цикл «К далекой возлюбленной» (1816) на текст Ейтелеса. Использованный здесь Бетховеном впервые принцип циклизации миниатюр получил широкое распространение в творчестве композиторов-романтиков.

У Бетховена встречаются вокальные произведения на граждан­ские мотивы, возникшие как отзвук революционных событий во Франции и патриотического подъема в Вене (массовая песня с хо­ром «Свободный человек», 1795; «Прощальная песня венских добровольцев», 1796, близкая к революционным французским пес­ням; «Военная песня австрийцев», 1797). Среди произведений на итальянские тексты выделяются глубоко драматическая ариетта «In questa tomba oscura» («В этой темной могиле», 1807) на текст Карпани. Сквозное музыкальное развитие, выразительная декла­мационная мелодия, симфонический характер сопровождения предвосхищают шубертовскую «психологическую» песню, в частно­сти «Двойник».

Одна из наиболее непосредственных и популярных бетховенских песен — «Сурок» — относится еще к боннскому периоду.

Большой художественный интерес представляют бетховенские обработки народных песен: ирландских, шотландских, уэльских и других для голоса с сопровождением инструментального трио (1810—1823). Оставляя неприкосновенной мелодику этих песен, Бетховен в своей гармонизации проявил глубокое понимание их народно-национальной ладовой основы.