Соната для фортепиано №24 fis-moll, Op. 78 (Für Thérèse)

Время создания: 1809 год.
Посвящено: графине Therese von Brunsvik de Korompa

В сонате 2 части:
1. Adagio cantabile - Allegro ma non troppo
2. Allegro vivace

(Вильгельм Кемпф)

 

(Генрих Нейгауз)

 

Эта соната была закончена и октябре 1809 года и опубликована в 1810 году. Несколько лет отделяют ее от «аппассионаты» — и каких лет! За эти годы возникли три симфонии (четвертая, пятая и шестая), увертюра «Кориолан», скрипичный концерт, четвертый фортепианный концерт, квартеты ор. 59, посвященные Разумовскому, трио ор. 70.

На пути сонатного фортепианного творчества Бетховена «аппассионата» явилась переломным моментом крайнего напряжения страстей, которое затем уже не повторилось.

В музыке Бетховена начинают проскальзывать черты углубленной созерцательности, черты мечтательного отречения от страстей.

Эти особенности уже весьма заметны в первой части сонаты ор. 78. Соната посвящена графине Терезе Брунсвик, замечательно одаренной женщине и, по определению Ромена Роллана, «великой мечтательнице». Обстоятельства взаимоотношений Бетховена Терезы остались доныне во многом невыясненными, но есть все основания говорить о серьезной взаимной душевной привязанности, в которой любовь органически сочеталась с дружбой. Тереза была превосходной музыкантшей, натурой задумчивой и вместе с тем страстной. Из числа женщин, встреченных Бетховеном на его жизненном пути, она, вероятно, явилась той, которая глубже всех смогла понять и оценить его.

Сам Бетховен очень любил сонату ор. 78. По свидетельству Отто Яна, композитор сказал однажды Карлу Черни: «Всегда говорят про сонату cis-moll. Однако я, поистине, написал нечто лучшее. Это соната Fis-dur...»1.

Тем не менее соната ор. 78 не получила широкой популярности. Характерно, например, что Ленц считал ее незначительной, малосодержательной, недостойной гения Бетховена.

В наше время соната Fis-dur более ценится. Так, Б. В. Асафьев, отмечая «особенно интимный, нежный характер музыки, присущий этой сонате», пишет, что «рисунок основных тем и орнаментация отличаются художественным благородством и утонченной отделкой, наряду со склонностью композитора к возможно большей лаконичности и ясности изложения».

Лаконизм сонаты ор. 78 выражается не только в небольших размерах частей, но и в двухчастности целого, воплощающего контраст двух несходных эмоций.

(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)

 

Beethoven took a nearly five-year break from piano sonata composition after finishing the earth-shaking "Appassionata" sonata of 1804-1805. He returned to the genre only in May 1809, when the departure of his friend Archduke Rudolph prompted him to begin the "Les Adieux" Sonata No. 26, Op. 81a. Before that piece was finished, however, Beethoven wrote, signed, and affixed opus numbers to two other piano sonatas (both relatively brief works), so that, according to the numbering scheme, the Piano Sonata No. 24 in F sharp major, Op. 78, is the immediate successor to the "Appassionata" Sonata. Op. 78 was a work for which Beethoven had considerable affection; the tendency of posterity to assign nicknames to the works of major composers has resulted in Op. 78 occasionally being called "A Thérèse," by reason of its having been dedicated to Countess Therese von Brunsvik.

This composition seems the work of a man who has finally exorcised all his demons. It is a light piece in two movements. The first bears a serene Andante cantabile introduction, really just a single phrase. The main Allegro ma non troppo material flows effortlessly from the opening in one long, undulating theme that gradually breaks into more fragmentary components, then pulls itself together again. This is a matter of gentle examination rather than disintegration; Beethoven employs all these elements in a mild variation of the theme, then eases into a development section that maintains the same mood except for one fairly agitated passage near the end. Things return to the tranquil norm with the recapitulation.

The compact second movement, Allegro vivace, is a frisky rondo that trades in sudden contrasts in dynamics, major and minor modes, and texture; Beethoven sometimes strips the music down to one-part writing that sounds thick only because of its fleetness.

(All Music Guide, Rovi)

  • 1. Н. Riemann. том III, стр. 141.