- English
- Русский
1. Дочка хозяина дома, булочника Фишера. Она была на восемь лет старше Людвига и оставила интересные воспоминания о его детстве. Их записал с ее слов брат Цецилии — Готфрид Фишер.
2. Чембало — старинный клавишно-струнный щипковый инструмент, предшественник современного фортепиано.
3. Перевод С. Поликарпова.
4. Сонатная форма, на основе которой строятся многие классические образцы музыкального искусства, имеет три раздела: экспозицию, разработку и репризу.
В экспозиции дана завязка драматического конфликта. Здесь излагаются музыкальные темы, составляющие основу произведения. Экспозиция распадается на главную, побочную и заключительную партии. Их образуют контрастные темы или тематические группы в главной и побочной тональностях. Главная тональность — это та, в которой, как правило, начинается и завершается музыкальное произведение.
Побочная тональность — та, в которую совершается временный переход из главной тональности.
В разработке конфликт разрастается. Разрабатывается тематический материал. Видоизменяются, переходя из одной тональности в другую, сталкиваются контрастные и противостоящие друг другу темы. Происходит драматическое развитие.
В репризе основные темы повторяются вновь, но уже в ином качестве. В отличие от экспозиции побочная партия переносится из побочной в главную тональность. Наступает развязка.
Зачастую произведения, написанные в сонатной форме, начинаются медленным вступлением, а вслед за репризой идет кода — своеобразное музыкальное послесловие.
В сонатной форме пишутся, как правило, первые части сонатного цикла, зачастую финалы его, а также и средние части.
Сонатный цикл — инструментальное произведение в четырех или (реже) трех частях.
Первая часть сонатного цикла — сонатное аллегро. Оно пишется, как правило, в сонатной форме и в быстром темпе.
Сонатный цикл для одного или двух инструментов называется сонатой. Для большего ансамбля обозначается словом, соответствующим количеству исполнителей: трио, квартет, квинтет, секстет и т.д.).
Сонатный цикл для оркестра называется симфонией.
5. Престо — основное обозначение самого быстрого темпа.
6. Адажио — основное обозначение медленного темпа, обозначение пьесы или музыкальной части произведения, написанных в этом темпе.
7. Аллегро — обозначение быстрого, оживленного темпа. Обычный темп первых частей в сонатном цикле, зачастую и финала, а иногда и средних частей сонатного цикла.
8. Скерцо — живая, подвижная инструментальная пьеса, обычно бодрого, но иногда и драматического характера. Начиная с Бетховена, скерцо — одна из средних частей симфонии и других циклических произведений.
9. Перевод Б. Кремнева..
10. Лечивший Бетховена врач..
11. Речь идет о квартете струнных инструментов работы знаменитых старинных итальянских мастеров Амати и Гварнери. Эти драгоценные инструменты были подарены Бетховену князем Карлом Лихновским.
12. Трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков, которые можно расположить по терциям (например, до-ми-соль, или соль-си-ре, или ре-фа-диез-ля). Терция — музыкальный интервал шириной в три ступени (например, до-ми).
13. Анданте — основное обозначение среднего по скорости темпа, а также пьесы или медленной части сонатного цикла, написанных в этом темпе.
14. Сборник «Ленин о культуре и искусстве». М, Изогиз, 1956, стр. 517.
15. В. И. Ленин. Соч., т. 27, стр. 136.
16. Там же.
17. От ларго — обозначение самого медленного темпа или пьеса, написанная в этом темпе.
18. Рондо — музыкальная пьеса или часть сонатного цикла, содержащая не менее трех повторений основного раздела в главной тональности. Эти повторения чередуются с рядом побочных разделов в других тональностях. В форме рондо написаны многие финалы сонатных циклов, а также отдельные пьесы в народном духе, преимущественно бодрые по своему характеру.
19. Характерная симфония (итал.).
20. Пасторальная симфония (итал.).
21. «Среди слез и скорби» (лат.).
22. Пианиссимо — самое тихое звучание.
23. Форте — сильно, громко.
24. Диминуэндо — постепенное уменьшение звучности.
25. Тутти — вступление всего оркестра.
26. Сфорцандо — акцентирование звучности.
27. Крещендо — нарастание звучности.
28. В данном случае средний раздел скерцо, написанного в трехчастной форме. Обычно трио контрастирует с крайними частями более плавным и певучим характером музыки, новой тональностью, более мягкой звучностью.
29. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 8, изд. 2-е, стр. 33.
30. Непереводимая игра слов: «бах» — по-немецки «ручей».
31. В своей обычной манере шутливо обыгрывать имена Бетховен строит игру слов на фамилии учителя. «Браухле» — от немецкого «brauchen» — «нуждаться», «пользоваться».
32. Я памятник воздвиг (лат.).
33. Квинта — интервал шириной в пять ступеней (до-соль, или ре-ля, или ми-си).
34. Кантилена — распевное пение.
35. Обычно эту партию исполняет бас.
36. Этих слов в оде Шиллера нет, они сочинены Бетховеном.
37. Брат Карла Лихновского, уже умершего к этому времени.
38. Дядя той самой Терезы Мальфатти, которую Бетховен некогда любил и на которой собирался жениться.
39. Рукоплещите, друзья, комедия окончена! (лат.).
40. Перевод Б. Кремнева.
41. Ласкательное от Жозефины.