Третий этаж. Зал 8






Этот зал приводит посетителя к венскому этапу жизни Бетховена. Бюст Бетховена [27], созданный венским скульптором Францем Клайном (1779-1840), считается самым близким к натуре изображением, так как Клайн изготовил его на основе прижизненной гипсовой маски (см. зал 11), которую он снял с Бетховена в 1812 году. Экспонаты на витрине по левой стене свидетельствуют о глухоте Бетховена. В возрасте тридцати лет Бетховен уже сообщил своему другу юности Вегелеру о первых признаках нарастающей глухоты и вызванном ими одиночестве. Год спустя он написал знаменитое «Гейлигенштадское завещание» [28], адресованное его братьям Карлу и Иоганну. Так как слуховые трубы [29] приносили лишь ограниченную пользу, Бетховен примерно с 1818 года был вынужден общаться с помощью записных книжек, так называемых «разговорных тетрадей» [30]. В 1817 году лондонский мастер Т. Бродвуд подарил Бетховену рояль [32] (на выставке показана схожая по строению модель инструмента). В зале также можно посмотреть инструмент знаменитого венского мастера Конрада Графа, последний приобретенный композитором рояль [33]. Расстановка двух молоточковых фортепьяно в зале такая же, как в последней венской квартире Бетховена в «Шварцшпаниерхаус» („Schwarzspanierhaus"). В магазине при музее можно приобрести компакт-диск с музыкой, исполненной на этих роялях, а также на струнных инструментах [31], подаренных Бетховену около 1800 года его меценатом, князем Карлом Лихновским (подарок, вероятно, связан с историей создания струнных квартетов оп. 18). На стене, над двумя молоточковыми роялями, висит портрет Бетховена, написанный в 1820 году Йозефом Карлом Штилером [34] и считающийся самым известным из всех портретных изображений композитора. После смерти Бетховена были найдены два миниатюрных портрета [35] и любовное письмо, адресованное «Бессмертной возлюбленной». До сих пор не установлены ни личность получателя письма, ни дамы на портретах. По всей вероятности сердце Бетховена некоторое время принадлежало Джульетте Гвиччарди [36]. Он посвятил ей фортепьянную сонату до-диез минор ор. 27 № 2, «Лунную Сонату». С Жозефиной и Терезой Брунсвик и с Антонией Брентано Бетховен время от времени также поддерживал тесные личные отношения.