Джордж Бриджтауэр (George Bridgetower, 1779 - 1860)

George Augustus Polgreen Bridgetower (11 октября 1778 – 29 февраля 1860) - знаменитый скрипач-виртуоз, большую часть жизни проведший в Англии. Родился в городе Biała в Галисии (территория нынешней Польши), где его отец служил у князя Иеронима Винсента Радзивилла (Hieronim Wincenty Radziwiłł). Был крещен как Hieronimo Hyppolito de Augusto 11 октября 1778.

Отец будущего скрипача, John Frederick Bridgetower был чернокожим и попал в Европу с одного из карибских островов (возможно, Барабадоса), служил у князя Эстергази (патрона Гайдна), утверждается также, что он был африканским принцем. Его мать, по одним данным, была полькой, по другим - происходила из Швабии (южная Германия), была служанкой в доме Sophie von Turn und Taxis. Маленький виртуоз очень рано проявил замечательный талант, уже в 11-летнем возрасте успешно выступив с концертами в Париже и Лондоне (1789 г.). В 1791 году британский принц-регент (позднее король Георг IV) заинтересовался юным дарованием и взял его дальнейшее музыкальное образование под свой контроль. Под наблюдением принца Бриджтауэр занимался с François-Hippolyte Barthélémon (руководитель Королевской Оперы), с хорватско-итальянским композитором Giovanni Giornovichi (Ivan Jarnovic), и Томасом Этвудом (Thomas Attwood, органист Собора святого Павла и профессор Королевской академии музыки). С 1789 по 1799 гг. он дал около 50 сольных концертов в лондонских театрах, включая Covent Garden, Drury Lane и Haymarket Theatre, а также принимал участие в выступлениях оркестра принца в Брайтоне и Лондоне. Весной 1789 г. Бриджтауэр с большим успехом выступил в Abbaye de Panthemont в Париже (отмечается, что на этом концерте присутствовал Томас Джефферсон).

Встреча с Бетховеном.

В 1802 году он получил отпуск и отправился в Дрезден, чтобы посетить свою мать и брата (виолончелиста) и дать там серию концертов. Затем, в 1803 году он приехал в Вену, где и выступал в дуэте с Бетховеном.

 

По просьбе Бриджтауэра, Бетховен согласился написать новую скрипичную сонату, чтобы исполнить ее вместе на одном из знаменитых утренних концертов в павильоне Augarten Theatre, руководимых Игнацем Шуппанцигом.

Для нового сочинения Бетховен использовал финальную часть сонаты A-dur Op. 30 №1 (для которой сочинил другой финал - в форме вариаций), но первая и вторая части были совершенно новыми. Бетховен успел закончить работу в срок, однако, скрипач получил переписанную партию первой части перед самым концертом, а вторую был вынужден играть с листа по рукописи, заглядывая в ноты через плечо пианиста1.

На премьере, которая состоялась 24 мая 1803 года, присутствовала обычная для этих концертов аристократическая публика: эрцгерцог Рудольф, князь Лихновский, князь Лобковиц, британский посол и другие венские меценаты.

The performance began. In bar 35 of the first movement Beethoven had written a huge run just for piano, spanning several octaves. It comes in a passage marked 'to be repeated'. In the repeat, after Beethoven executed the run, Bridgetower imitated it on the violin.

Beethoven looked up from the piano in astonishment, ran across the stage, embraced Bridgetower, ran back to the piano and continued playing.

Выступление имело большой успех, а после концерта Бетховен объявил, что посвящает свою новую сонату Бриджтауэру и сделал на титульной странице рукописи забавную надпись: Sonata per uno mulaticco lunattico.

 

He made a slight amendment to his part, which Beethoven gratefully accepted, jumping up to say "Noch einmal, mein lieber Bursch!" ("Once more, my dear fellow!"). Beethoven also presented Bridgetower with his tuning fork, now held by the British Library. The pair fell out soon afterwards, Bridgetower having insulted a woman who turned out to be Beethoven's friend; Beethoven broke off all relations with Bridgetower and changed the dedication of the new violin sonata to the violin virtuoso Rudolphe Kreutzer, who never played it, saying that it had already been performed once and was too difficult — the piece is now known as the Kreutzer Sonata. The Pulitzer-prize winning poet Rita Dove dramatized the relationship between Beethoven and Bridgetower in the book-length lyric narrative Sonata Mulattica.

Возвращение в Англию.

Бриджтауэр вернулся в Англию, где продолжил музыкальную карьеру, преподавательскую и исполнительскую деятельность. 4 октября 1807 года он был избран в Королевское общество музыкантов (Royal Society of Musicians), а в 1811 году получил степень бакалавра музыки в Кембридже. В 1816 году он женился на Mary Leech Leeke. Выступая в Англии с оркестром Королевского филармонического общества, он также гастролировал, особенно много в Италии, где проживала его дочь. Бриджтауэр умер в Лондоне (в районе Peckham) оставив тысячу фунтов в наследство сестре своей покойной жены. Его дом был разрушен в 1970, а прах великого скрипача покоится на кладбище Kensal Green.

 

Later, the two men were drinking, when Bridgetower made an off-colour remark about a lady Beethoven knew. Beethoven was outraged. He demanded that Bridgetower return the manuscript of the sonata, and informed him he was withdrawing the dedication. He would dedicate it instead, he told Bridgetower, to Europe's greatest violin virtuoso, who was resident in Paris.

Bridgetower pleaded with Beethoven to change his mind, but Beethoven was adamant. The rift between the two men was not healed, before Bridgetower left Vienna a week later to visit relatives of his mother in Poland.

 

Mike Phillips. George Polgreen Bridgetower (1779-1860) (www.bl.uk)

  • 1. «Однажды утром Бетховен уже в половине пятого послал за мною, — вспоминал впоследствии его ученик Фердинанд Рис, — и велел: «Перепишите-ка мне быстренько скрипичную партию первого allegro» (обычный его копиист был и без того перегружен). И дивно прекрасную тему с вариациями f-dur Бриджтауэр вынужден был играть на концерте… по собственной рукописи Бетховена, поскольку времени на переписку уже не оставалось». Светлана Кириллова. «Крейцерова» соната.