Увертюра к опере «Макбет», B 454

(фрагмент)

После провала «Леоноры», Бетховен собирался написать оперу на сюжет «Макбета», за либретто взялся Генрих Йозеф фон Коллин. Сохранилось 7 страниц черновиков (около 350 тактов).

Однако, написание либретто продвигалось очень медленно и наконец прекратилось совсем, по мнению Коллина действие становилось слишком мрачным. Со смерью Коллина в 1811 г. проект был окончательно закрыт.

 

Фортепианное трио D-dur, opus 70, №1, было написано в 1809. Его минорная медленная часть, Largo assai ed espressive, наполнена хроматизмами и тремоло, которые Карл Черни ассоциировал со сценой из Шекспира, в которой Гамлет встречает дух своего отца. Однако, эта музыка относится совсем не к Гамлету, а к «Макбету», музыкальные идеи которого нашли воплощение в медленной части Трио.

 

Из сохранившихся черновиков голландский музыковед Albert Willem Holsbergen в 1999-2001 годах попытался собрать полноценную партитуру. Результат этой работы - гипотетическая увертюра к опере "Макбет", была впервые исполнена 20-22 сентября 2001 года Национальным симфоническим оркестром (США, Вашингтон) под управлением Леонарда Слаткина (Beethoven's 'Macbeth' Bubbles to the Surface)